В 2022 году протестируют доставку посылок «Почты России» беспилотниками
В 2022 году протестируют доставку посылок «Почты России» беспилотниками
Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), разрабатывает коммерческий проект по доставке почтовых отправлений с помощью беспилотных систем. Его тестирование будет осуществлено в ближайшие три года в Свердловской области с участием «Почты России», следует из имеющейся в распоряжении РБК презентации проекта. Ее подлинность подтвердил представитель пресс-службы «Национальной технологической инициативы» (НТИ, долгосрочная госпрограмма, направленная на создание условий для лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики). По его словам, рабочая группа НТИ поддержала инициативу.
Представитель УЗГА рассказал РБК, что цель проекта — строительство инфраструктуры для гражданской отрасли беспилотной авиации, наподобие сети региональных аэродромов. В июне 2020 года начнется первый, научно-исследовательский, этап проекта, он продлится полтора года. Непосредственно пилотирование почтовых беспилотников пройдет в течение 2022 года. При этом сами дроны уже проходят летные испытания. Это беспилотники самолетного типа, которые будут адаптированы как для почтовых перевозок, так и для мониторинга местности с помощью фото- и видеоаппаратуры. Максимальная грузоподъемность составит 20 кг, дальность полета — 1200 км, максимальная скорость — 150 км/ч, продолжительность полета сможет достигать восьми часов.
Для взлета и посадки дронов будут использоваться региональные аэродромы. На первом этапе шесть беспилотников будут перемещать посылки между уральскими логистическими центрами на аэродромах Екатеринбурга, Нижнего Тагила и Серова (УЗГА планирует участвовать в восстановлении последнего). Для них будет разработана схема регулярных перелетов: в 10:00 и 14:00 почтовые дроны будут вылетать в соседний пункт назначения. Таким образом одновременно в небе будут находиться четыре дрона, контролируемых с трех станций управления, рассказал РБК представитель УЗГА. В ходе тестов будут отработаны взаимодействие беспилотных средств между собой, аварийные сценарии перелета и т.п., пояснил он, отметив, что беспилотники будут оснащены спасательной парашютной системой.
Представитель УЗГА также рассказал, что планируется использовать «аппараты вертикального взлета и посадки», которые можно будет применять в населенных пунктах, не имеющих собственной взлетно-посадочной полосы, но способных приземлиться на вертолетную площадку удаленного населенного пункта, где его может встретить и разгрузить сотрудник почты.
Беспилотникам подрезали крылья: вступил в силу обновленный Воздушный кодекс
В России 30 марта 2016 года вступили в силу новые правила эксплуатации беспилотников: все аппараты массой от 250 граммов будут регистрироваться – включая дроны. Но санкций за нарушение пока можно не бояться, считают эксперты. Как будут работать новые нормы, кто сможет "управлять" дронами и что грозит за нарушение законодательства о беспилотниках выяснило Право.ru.
В Тихуане в паре километров от границы со США на площадку супермаркета рухнул дрон. Об инциденте вряд ли написали бы СМИ, если бы не груз, который перевозил беспилотник — 2,7 кг метамфетамина. Другой летательный аппарат привлёк ещё большее внимание Америки, врезавшись в дерево в охраняемой зоне Белого дома — после чего власти США всерьез задумались над учетом, контролем и регулированием беспилотных летательных аппаратов.
В России громких историй, связанных с авариями беспилотников, не так много. Пожалуй, самая нашумевшая – суд над Олегом П., которого оштрафовали на 50 000 руб. за организацию коммерческой доставки пиццы. по воздуху: ему удалось оспорить решение суда, сославшись на то, что российское законодательство не адаптировано под регулирование деятельности, связанной с коммерческими дронами. Однако после подобных инцидентов российские законодатели взялись за заполнение пробелов. И результат не заставил себя ждать.
Полёты по новым правилам
Согласно внесённым в Воздушный кодекс изменениям, с 30 марта 2016 года все беспилотные воздушные суда со взлетной массой от 250 граммов подлежат регистрации. Взлётная масса – это совокупная масса, то есть вес самого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) плюс его грузоподъёмность. При регистрации придётся указать изготовителя, тип и серийный номер аппарата, количество и мощность поставленных двигателей. Также надо будет указать, является ли дрон военным или гражданским. При этом разделение на некоммерческие беспилотники, спортивные аппараты или авиамодели не предполагается.
После регистрации беспилотнику присваиваются государственный и регистрационный опознавательные знаки, а владелец получает справку с указанием своих данных и лётных характеристиках дрона. Какие права даёт регистрация из внесённых в законодательство изменений – непонятно: больше всего вопросов вызывает возможность использовать беспилотник в коммерческих целях – сейчас аппараты часто используют в работе фотографы или видеооператоры.
Всё под контролем
Реестр беспилотников будет контролировать Росавиация. Чтобы внести в него свой летательный аппарат, надо будет подать соответствующее заявление в произвольной форме, указав характеристики беспилотника и информацию о владельце. Если собственник беспилотника изменится, то и процесс регистрации придётся пройти ещё раз. То же самое ждёт владельца аппарата и после его модификации, следует из документов, опубликованных на официальном портале правовой информации. Дрон также потребуется поставить на учёт: и мпортеры и изготовители дронов будут обязаны подать соответствующее заявление в ФСБ России.
Необходимость регистрации вызывает ряд проблем. Первая из них – невозможность подать на регистрацию через интернет. Вторая сложность, на которую обращают внимание эксперты, – отсутствие процедуры сертификации дронов, без которой регистрация невозможна в принципе. Кроме того, теперь, когда беспилотники фактически приравнены к другим воздушным судам, их владельцы должны будут заблаговременно предоставлять информацию о своих маршрутах.
Управление беспилотником: как получить "права"
В новой редакции Воздушного кодекса водится и новый термин – "внешний пилот". При этом в новой редакции 57-й статьи кодекса сказано, что "командиром воздушного судна [. ] является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика, внешнего пилота), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа". Именно внешний пилот и будет обладать правами командира воздушного судна.
Таким образом, управлять дроном сможет только внешний пилот с правами. Как именно оператор дрона сможет получить право на управление – остаётся загадкой.
В случае нарушений МВД будет составлять протоколы о нарушениях, предусмотренных ст. 11.3 и ст. 11.5 КоАП РФ. Согласно ст. 11.5.5, управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб. или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года. В остальных случаях контроль, очевидно, будет осуществлять госнадзор в области гражданской авиации.
За нарушение правил использования воздушного пространства владелец дрона может быть оштрафован до 5000 руб. для физических и до 300 000 руб. для юридических лиц (КоАП РФ, статья 11.4).
Закон вступил в силу, но не заработал
Финальный текст вызвал много нареканий со стороны пользователей беспилотных аппаратов. Основные из них – сложность процедур регистрации беспилотников. То, что на дроны и другие беспилотники "в значительной мере распространяются существующие нормы и правила", является слабой стороной обновленного кодекса, считают критики нововведений: авиамоделисты, фотографы и видеооператоры, использующие дроны в работе; и даже родители, подарившие ребенку радиоуправляемый вертолет, приравниваются законом к пилотам "Боинга".
Наиболее резко на нововведения отреагировали те, кто имеет дело с авиамодельным спортом. Кодекс в его нынешнем варианте по сути убивает нынешний авиамодельный спорт, считает Игорь Трифонов, вице-президент Федерации авиамодельного спорта России. Согласно новым правилам, которые не разделяют дроны и кордовые модели самолетов, конструируемые детьми в клубах авиамоделирования, все, кто так или иначе имеет отношение к этому виду спорта, будут вынуждены проходить через "безумные", по оценке Трифонова, процедуры. Специально построенные площадки для запуска авиамоделей теперь будут закрыты: "брать на себя ответственность за нарушение закона никто не готов". Что делать с уже организованными международными соревнованиями – тоже неясно: как оформить их правильно – неизвестно из-за отсутствия процедур, а отмена повлечет за собой многомиллионные штрафы. Встаёт и вопрос о том, кто именно имеет квалификацию для того, чтобы сертифицировать потенциального пилота беспилотного аппарата.
Однако юристы считают, что тревожиться пока не о чем. "Поправки сами по себе предполагают наличие подзаконного регулирования в части установления порядка регистрации беспилотных воздушных судов (БВС), квалификационных требований к пилотам БВС, нормам летной годности, порядку фиксации вещных прав, а самое главное, к порядку использования воздушного пространства. Однако на сегодняшний день ни в один нормативный правовой акт по вышеуказанным вопросам поправки пока не приняты и ожидать их появления стоит не раньше осени", – говорит Олег Аксаментов, директор Института воздушного и космического права AEROHELP, ссылаясь на план текущей нормотворческой деятельности Минтранса России. Следовательно, исполнять вступившие в силу нормы де факто пользователи пока не смогут, заключает Аксаментов.
Как уже не раз бывало, например, в части требований о государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна авиации общего назначения, порядок осуществления которой появился спустя 14 лет после появления нормы в ВК РФ, опасаться санкций за несоблюдение вступивших в силу поправок также не стоит, уверен он: в условиях правовой неопределенности субъект привлекаться к ответственности не должен.
Зарубежный опыт
Во многих зарубежных странах, озаботившихся регулированием беспилотных полётов раньше России, законодательство более либерально. В США беспилотник массой от 0,25 до 25 кг можно по-прежнему зарегистрировать в Управлении авиацией (Federal aviation administration) прямо через онлайн-форму. Регистрация стоит 5 долларов, выдаётся на три года и распространяется на все принадлежащие физическому лицу аппараты. Если же летательный аппарат попадает в категорию спортивных или развлекательных, то лицензия на управление им не требуется.
Британские законы еще мягче: дроны весом до 20 кг вообще не нужно регистрировать, а их пилотам не нужна лицензия. Правда, тем, кто собирается управлять дроном, придётся заплатить за курсы, на которых им объяснят основы пилотирования. Разрешение необходимо только для коммерческих перевозок и полётов за пределами зон, допустимых для беспилотников.
Всевидящее око: как использовать дроны, не нарушая закон
Недавно на Красной площади задержали гражданина Франции, который фотографировал главную достопримечательность страны с помощью беспилотника. После объяснений с ФСО иностранца отпустили. А в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина Российской академии наук в качестве эксперимента начнется патрулирование лесных массивов с помощью дрона Supercam-350 — беспилотного летательного аппарата.
Какими бывают дроны и как их использовать, не нарушая закон, читайте в материале M24.ru.
Для чего: как и где используют дроны
Главное назначение беспилотных летательных аппаратов – военное. Армия, по традиции, берет лучшее из мира технологий и потом нехотя отдает это на свободный рынок. Военные применяют такие аппараты для разведки и точечных ударов.
Если беспилотными самолетами – дронами – уже никого не удивить, то у американской армии есть сюрприз, который получил название SQ-4 Recon. Это миниатюрный мультикоптер весом всего в 200 граммов, который можно использовать как всевидящее око.
Инженеры создавали аппарат как разведчик или поисковик для нужд армии в Афганистане – найти там раненого или потерявшегося солдата бывает непросто. В перспективе на Recon хотят повесить прибор ночного видения.
Помимо этого, квадрокоптеры собираются использовать как роботов-спасателей: уже есть проекты дрона-гиганта, который может доставлять спасательные круги тонущим и аптечки на поле боя.
Еще дроны могут выполнять роль охранников, облетая территории и фиксируя на видео все происходящее. Кстати, что-то похожее было в игре Half-Life 2.
Отметим, что летающие камеры должны заставить беспокоиться наркоторговцев и тех, кто скрывает свои доходы: полиция учится использовать дроны для слежки с воздуха.
Доподлинно известно, что в одной из стран Южной Америки квадрокоптеры снимают местность, а фотографии потом изучают правоохранители. Благодаря этому стражам порядка удалось найти на месте «пустующих» полей несколько особняков и других построек.
Помимо военного, у дронов есть и гражданское назначение, которое, кстати, гораздо шире, ведь армия не особо заинтересована в крохотных летающих камерах (в отличие от беспилотников, способных нанести ракетный удар).
Так, с помощью мультикоптеров можно доставлять грузы — крупнейший интернет-магазин Amazon даже хотел использовать их вместо курьеров, но пока ему не разрешили, нужно согласовать юридические вопросы. Сферы доставки могут быть самыми разнообразными, например, одна фирма из США планирует с помощью дронов отправлять медикаменты в отдаленные африканские регионы. При этом на их пути можно поставить зарядные станции, где дроны смогут сами менять батареи.
Не обошли вниманием квадрокоптеры и работники сельского хозяйства: с помощью гаджетов можно следить за стадом (причем дрон сможет синхронизироваться со смартфоном, который есть у пастуха) или опрыскивать поля препаратами.
Еще одно применение маленьким роботам нашли в строительстве. Конечно, пока никакого фундамента, шпаклевки и утепления — роботы умеют только складывать блоки, но делают они это с математической точностью.
Помогают дроны и автомобилистам. Есть ли впереди пробка? Как я выгляжу со стороны? Где я? Ответы на эти вопросы может дать концепт от Renault, который можно назвать «авианосцем» — на борту у небольшого внедорожника Kwid есть отсек, в которой прячется квадрокоптер. По сигналу водителя дрон вылетает и смотрит, есть ли впереди пробки. Кроме того, он способен ехать за машиной и делать фотографии водителя, а заблудиться в лесу с ним невозможно — робот может подняться вверх и в режиме реального времени посмотреть, где находится ближайший населенный пункт.
На фото: концепт-кар Renault Kwid
И это только малая часть от всего, что умеют квадрокоптеры: например, их уже научили проводить экскурсии по студенческим кампусам и раздавать WI-Fi.
Но по-настоящему доступными квадрокоптеры стали после их выхода на рынок игрушек. Тут у производителей случился настоящий всплеск фантазии: маленькие, большие, для детей, для взрослых, с камерами и без – все это богатство лет 20 назад было только в фантастических фильмах, а теперь любой желающий может купить карманного летающего робота и управлять им со смартфона.
Интересно, что одна компания совместила две игрушки: давно известные кирпичики LEGO и квадрокоптеры. Впрочем, в коробке только конструктор и инструкция, мотор и прочее придется покупать отдельно.
Юридическая сторона вопроса
Разрешение на покупку квадрокоптера пока не требуется, но нужно ли оно для полетов? Нужно. Как рассказали M24.ru в пресс-службе Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), для полетов внутри МКАД нужно получить разрешение от столичного правительства и Федеральной службы охраны.
Кроме того, в Главном центре единой системы ОрВД нужно запросить логин и пароль, с помощью которых зайти на сайт зонального центра и уже там оставить информацию о своем полете, чтобы диспетчеры предупредили остальных пилотов о временных ограничениях.
В целом общих правил пользования дронами пока нет и разрешение можно не получать, но летать придется на свой страх и риск и только в том случае, если не жалко техники и денег. Соответствующие службы имеют право сбить беспилотник без предупреждения, а его владельца оштрафовать на несколько тысяч рублей.
При этом сотрудник одного из магазинов, занимающихся продажей устройств, отметил, что разрешения не нужно — дроны летают слишком низко, чтобы кому-то помешать. В другом же магазине заявили, что квадрокоптеры пока находятся вне правового поля — им нет соответствующего определения в Воздушном кодексе. Там же M24.ru пояснили, что лучше не летать над охраняемыми объектами, а в целом «жалоб не поступало».
Подтверждение тому, что полеты дронов пока не регулируются официально, можно найти в законе: Росавиация не регистрирует их как летательные аппараты (равно как и метеозонды), но квадрокоптеры могут сильно помешать воздушному движению, а закрывать воздух из-за летающей камеры не будут.
А как у них?
До недавнего времени полеты гражданских дронов в США были запрещены по всей территории страны. Несмотря на запрет, один американец снял со своего квадрокоптера видео, как робот летит по Нью-Йорку. В результате его оштрафовали на 10 тысяч долларов.
Однако мужчина обжаловал постановление, и в результате получился судебный прецедент, благодаря которому использование дронов разрешили. Впрочем, управление гражданской авиации может изменить правила в любой момент.
В Европе квадрокоптеры можно использовать везде, кроме запретных зон — как правило аэропортов и военных баз.
Покупать или собирать?
Не секрет, что для обладания квадрокоптером достаточно иметь от 2 до 100 тысяч рублей, ими торгуют практически все магазины игрушек и авиамоделей. Но что выгоднее — покупать или собирать самому, чем они будут отличаться и что делать тем бедолагам, кто решил самостоятельно собрать свой дрон?
Стоит сразу сказать, что для самостоятельной сборки необходимо умение паять, варить, программировать, склеивать и прикручивать. Остальное — дело нескольких вечеров и двух-четырех недель ожидания заказа, ведь многие запчасти нужно покупать в Европе и США.
Тут стоит остановиться поподробнее. Для квадрокоптера, умеющего снимать фото и видео, понадобятся:
- моторы,
- регуляторы,
- пропеллеры,
- трубки для рамы,
- батарея,
- полетный контроллер,
- пульт управления GPS-датчиком,
- стабилизатор камеры,
- камера.
Все это вместе (в зависимости от материалов) обойдется в 50 тысяч рублей, причем без стоимости камеры, то есть примерно столько же, сколько и популярные модели. Но тут оператор дрона получает несколько преимуществ:
Документ
Правительство утвердило Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство. Документ был разработан по поручению Президента.
В России уже официально зарегистрированы десятки тысяч дронов, которые активно используются для проведения аэрофотосъёмок, в аграрном секторе и для других работ. Начали тестирование таких аппаратов и для выполнения коммерческих грузоперевозок. Тем более что в нашей стране научились делать хорошие, качественные беспилотники. Их будет становиться всё больше по мере развития технологий.
Концепция будет реализована в три этапа. Сначала нужно изменить воздушное законодательство, сформировать нормативную базу. В том числе – упростить процедуры, которые позволяют владельцам таких аппаратов оформлять документы и разрешения на полёт. Кроме того, требуется обновить программы подготовки авиаперсонала.
В рамках второго этапа предстоит не только обеспечить безопасность полётов, но и модернизировать авиационную инфраструктуру – связь, навигацию, системы наблюдения. Важно, чтобы электронная компонентная база, программно-аппаратные комплексы и цифровые платформы были преимущественно российской разработки.
В ходе третьего этапа предстоит практическое внедрение технической инфраструктуры для беспилотников и цифровых решений для управления полётами.
Наша главная задача в рамках принятой концепции – обеспечить максимально высокий уровень безопасности. Причём добиться этого необходимо в течение ближайшего десятилетия.
Впереди у нас большие и серьёзные вызовы. Потребуются совместные усилия разработчиков, производителей, авиакомпаний и, конечно, государства. Важно, чтобы не было излишней спешки и необдуманных шагов. Ведь от качества наших решений в конечном счёте будут зависеть жизни и здоровье людей.
Нужно ли получать разрешение для полета над своим дачным участком?
Разрешения на съемку с дрона нужно получать вне зависимости от территории полета.
Согласно Федеральным правилам, для таких полетов установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Устанавливается режим, при котором временно закрывается часть воздушного пространства для всех остальных пользователей, кроме владельца дрона, запросившего разрешение.
Заявку на полет и план необходимо подать за 3-5 дней в органы Единой системы ОРВД.
Летаем легально в Европе (Европейском Союзе)
Мне нравилось (до пандемии) путешествовать по Европе и почти «заштриховал» её всю, есть что посмотреть и поснимать с воздуха.
Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) делит дроны на 3 категории:
OPEN — взлетная масса до 25 кг, высота не более 120м, можно использовать только, если дрон в прямой видимости, не летает над людьми и их не перевозит, также нельзя перевозить опасные грузы
SPECIFIC — если взлетная масса более 25 кг или вы летаете выше 120м или не в прямой видимости.
CERTIFIED — можно летать над людьми, можно перевозить людей, можно перевозить опасные грузы.
Существуют еще дроны, которые не поддаются категоризации EASA: например, полицейские или дроны для помещений.
Будем сдавать на OPEN категорию, хотя, DJI Mavic Air 2 и провоцирует летать выше 120 м и за горизонтом. Недолгий гуглёж показывает, что проще всего сдавать бесплатный онлайн экзамен на сайте. Предварительно вы там еще зарегистрируетесь в качестве оператора дрона и загрузите скан своего паспорта. На подготовку мне потребовалось всего 2 часа и пару попыток на сдачу экзамена. Была одна загвоздка: сайт на немецком языке, который я не знаю совсем, но Google Translate сносно переводит на английский, поэтому проблем с подготовкой не возникло. На экзамене ожидал приятный сюрприз: можно сдавать не только на немецком, но и на английском. На выходе вы получаете такой сертификат.
Насколько я понял немецкий: сертификат действует на территории всего Европейского союза и даже Великобритании. На всякий случай, распечатайте его и положите рядом с дроном, а также сохраните PDF во все возможные дропбоксы. Главное требование: QR код должен четко читаться на случай проверки.
Единых карт разрешенных зон в ЕС я не нашел, в тренинге указывается ссылка на воздушное пространство Австрии https://map.dronespace.at/.
Советую перед поезкой в ЕС ознакомиться с локальными сайтами авиационных агентств, они размещены на странице https://www.easa.europa.eu/domains/civil-drones/naa.
Можно ли пользоваться дроном в Украине?
Существует несколько вариантов использования дронов: военный и гражданский. Гражданский в свою очередь может осуществляться как в личных, так и в коммерческих целях. С появлением этих устройств появились и правовые отношение, которые должны быть урегулированы. Появился ли специальный закон о квадрокоптерах Украины? Нет, на данный момент, законодательными актами, которые регулируют подобные правоотношения, являются:
- Воздушный кодекс Украины;
- Положение об использовании воздушного пространства Украины;
- Правила использования воздушного пространства Украины;
Вышеуказанные документы регламентируют порядок использования БЛА. Таким образом, использовать дроны в Украине можно, но необходимо придерживаться специальных правил. В Правилах указано, что если вес вашего дрона до 20 кг, то нет необходимости подавать заявку, получать разрешение или информировать госструктуры, однако стоит придерживается следующих правил:
- не пересекать государственную границу Украины;
- не выполнять полеты за пределами установленных запретов и ограничений использования воздушного пространства, кроме случаев, установленных вышеупомянутом Положении;
- выполнение полета должно быть не ближе 5 км от внешних границ взлетно-посадочных полос аэродромов или не ближе 3 км от внешних границ взлетно-посадочной полосы взлетно-посадочных площадок или вертодромов, кроме согласованных случаев;
- полеты выполнять не ближе 500 м от пилотируемых воздушных судов;
- запрещено выполнять полёты над людьми на открытом пространстве и над местами плотной застройки, а так же над объектами государственных структур, перечень которых определена Правилами
- не превышать максимальную высоту полета, регламентированную Правилами;
- допустимая скорость полета не более 160 км /ч
Нужно ли регистрировать квадрокоптер в Украине?
Прямого указания законодателя на необходимости регистрации квадрокоптеров пока что нет. Однако, если вес вашего дрона составляет более 20 кг или вам нужно совершить полёт в зонах с ограничениями, то для этого нужно получить разрешение на использование воздушного пространства. Процесс получение этого разрешение регулируется Правилами использования воздушного пространства, а более подробно можно узнать на официальном сайте Государственной Авиационной службы Украины . При этом, владелец квадрокоптера при подаче заявки, регистрируется в базе данных Украэроцентра и вносит информацию о дроне. На данный момент, дрон как объект, не регистрируется, но согласно последних новостей, в планах Министерства инфраструктуры Украины создать реестр дронов. Поскольку, наблюдается значительный рост в количестве дронов, неурегулированных и проблемных ситуаций, то скорее всего будет необходим специальный закон закон о беспилотных летательных аппаратах Украины, который бы собирал всю необходимую информацию об этих правоотношениях.
Где нельзя пользоваться дроном?
В первую очередь, перед совершением полёта нужно обратиться к законодательным актам, для того чтобы понимать что законодатель имеет ввиду под запретной зоной и какие запретные зоны полетов квадрокоптеров указаны.
Так, в Положении такими зонами является воздушное пространство над особо важными государственными объектами, атомными станциями, гидроэлектростанциями, плотинами, природными заповедниками, объектами или промышленными предприятиями повышенной экологической опасности, а также запретная зона устанавливается в случае возникновения угрозы национальной безопасности, суверенитета над воздушным пространством Украины, территориальной целостности Украины или во время вооруженного конфликта, проведения специальных операций, связанных с противодействием противоправной деятельности на государственной границе, сохранением территориальной целостности Украины и конституционного строя.
Запретные зоны для полетов на квадрокоптере согласно Правил использования воздушного пространства Украины это объекты (зоны), определенные государственными органами, перечень которых определён пп. 5, п. 4, раздела II этих Правил.
На сегодняшний день существует карта полетов дронов, в которой определены зоны, где можно, а где нельзя совершать полёт. Карта запретных зон для дронов имеет название «Зоны запретов и ограничений использования воздушного пространства» и представлена на официальном сайте Государственной Авиационной службы Украины. В дальнейшем, карта полетов дронов при содействии Министерства цифровой трансформации планирует преобразоваться в мобильное приложение.
Ещё один не менее важный вопрос использования воздушного пространства: «Может ли собственник земельного участка сбить дрон, который находится в его воздушном пространстве?» Что касается пролёта дронов над частной территорией, то этот вопрос спорный и на сегодня не урегулирован на законодательном уровне. При этом, сбивать квадрокоптер нельзя, однако вы имеете право возразить против съемки, а также потребовать удалить фото- и видеоматериалы, сделаны дроном над вашем земельным участком.
Что касается ответственности за нарушения, связанные с использованием дронов, то она предусмотрена ч.1 ст. 127 Воздушного кодекса Украины — для юридических лиц и ч.5 ст. 111 Кодекса Украины об административных правонарушениях – для физических. Судебная практика применения этих норм почти отсутствует, но в случаях использования дрона как орудие в других правонарушениях, его могут конфисковать или наложить штраф владельцу.
Примером является постановление Ужгородского горрайонного суда Закарпатской области по делу № 308/276/19 от 13.09.2019, где при помощи дрона владелец нелегально пытался перевезти табачные изделия, чем нарушил таможенные правила, в последствии чего суд назначил ему наказание в виде штрафа.
Таким образом, правоотношения, связанные с использованием воздушного пространства Украины квадрокоптеры находится на этапе развития: законодательство усовершенствуется, появляются новые проекты для упрощения процедуры регистрации, получения заявок, карта запретных зон для полетов на квадрокоптере становится более точной и простой в использовании. Специальный закон про дроны в Украине, по нашему мнению, унифицировал бы все правовые положения, которые «разбросаны» в разных законодательных актах.
Если Вам нужна профессиональная юридическая помощь, воспользуйтесь сервисом «Тендер на юридическую услугу» от юридического ресурса Протокол.
Автор консультации: Богдан Маслов, юрист Адвокатской фирмы «Ефимов и партнеры» .