Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сжимать корень с чередованием

Сжимать корень с чередованием

Задания Д9 № 4521

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в..жатый (в детском лагере)

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

вОжатый (в детском лагере)—ПГ

понИмание—ЧГ, чередование ИМ/Я, понять/понимать. (Обратитесь к правилу, пункт 8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я)

рОсинка—ПГ, не является однокоренным к раст/рос

Слово с чередующейся гласной понимание подчиняется правилу правописания корней с чередованием ИН/Я.

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

— уметь определять тип корня;

— применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Читайте так же:
Кто выдает свидетельство о регистрации права собственности

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть.. Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне

Перед суффиксом А

Нет суффикса А

Исключения

Похожие корни

1 собирать – бир(а) –

2 запирать – пир(а) –

3 обдирать – дир(а) –

4 обтирать – тир(а) –

5 замирать – мир(а) –

6 выжигать – жиг(а) –

7 вычитать – чит(а)–

8 расстилать – стил(а) –

1 бер – соберет

2 пер – запереть

3 дер – обдерет

4 тер – обтереть

5 мер – замереть

6 жег – выжег

7 чет – вычет

8 стел – расстелить

7 сочетание, сочетать

Читайте так же:
Что делать, если угрожают расправой?

4 потерять, потерпеть

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е, всего девять. В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А, но пишется буква Е, если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю, казалось бы, можно проверить словами протер и протирка, а слово стелитьстелет и подстилка. Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :

начать — начинать; принять — принимать, понять — понимать, снять — снимать, сжать — сжимать. При этом правописание им, ин, как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а. Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Чередование А — О

О: гореть, загореть, загорелый, коснуться, прикоснуться, соприкосновение, наклониться, склонять, наклонение, положит, положение, предположить, предположение, расположить, расположение, вымокнуть, промокнуть, промокательная, пловец, пловчиха, ровесник, заровнять, сровнять, подровнять.

А: заря, зарница, озарять, касаться, прикасаться, касательная, касание, полагать, располагать, предлагать, прилагать, прилагательное, предполагать, макать, обмакнуть, плавучесть, равноправный, сравнение, поравняться, равняться, уравнение, вырастал, зарастал, расти, растущий, растительность, выращивать, срастаться, приращение, отрасль, скакать, поскакать, скачок.

Посмотреть презентацию на тему «Чередование гласных в корнях слов» для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 10 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по русскому языку в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Презентация: Чередование гласных в корнях слов

Чередование гласных в корнях слов

Слайд 2

Написание слов с чередующимися безударными гласными в корнях слов (е—и; а (я)—им (ин); а—о) основано на ряде особых правил. Чередованиее—и. В корнях с чередующимися гласными е—и (-бер- — -бир-, -пер- — -пир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -дер- — -дир-и др.) буква и пишется только тогда, когда после корня следует суффикс –а-, например: выбирать — выберут, запирать — запереть, умирать — умереть, расстилать — расстелить, раздирать — раздерут, блистать — блестеть. На этом же правиле основано правописание корней, в которых а (я) чередуется с им или ин, например: сжать — сжимать, примять —приминать, начать — начинать, снять — снимать;им или ин пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс –а-. Но: сочетать, сочетание.

Читайте так же:
Обучение компьютерной грамотности пожилых людей бесплатно

Слайд 3

Чередование а—о

1. В корнях –лаг- — -лож- и –кас- — -кос- буква апишется, если за корнем следует суффикс –а-: полагать — положить (исключение: полог), касаться — коснуться. 2. В корнях –плав- — -плов- буква а пишется во всех случаях, кроме слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы. 3. Корень –мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко), обмакнуть (перо в чернильницу); корень –мок- пишется в словах со значением «пропускать жидкость», «становиться влажным»: сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.

Слайд 4

4. В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- под ударением может быть и а, и о, без ударения только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение:утварь. В корнях –гар- — -гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением — а), например: загореть — загорать, загорелый, загар. Исключение:выгарки. 5. В противоположность рассмотренным в п. 4 корням в корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но: зори, зарево. 6. В корнях –скак- — -скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о – перед ч, например: скакать — вскочить, подскакать — подскочить, выскочка. Но: скачок, скачу (1-е л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение).

Слайд 5

7. Корень –равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный» («одинаковый»), например: равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, также в словах равнение, равняться, равняйсь, поравняться, равнина; корень –ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня. 8. В корнях –раст- — -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла. Исключения:отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них,например: отраслевой, росточек, ростовщический и т. д.

Читайте так же:
Момент перехода права собственности на автомобиль

Слайд 6

Упражнения для разминки

Упражнение 1. Перепишите. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс –а- обозначьте. Уб..раю комнату — уб..ру комнату, отп..рать замок — отп..реть замок, зам..реть от восторга — зам..рать от восторга, раст..реть сахар в ступке — раст..рать сахар в ступке, уд..рает без оглядки — уд..рёт без оглядки, разж..гать костёр — разж..чь костёр, выч..тать одно число из другого — выч..сть одно число из другого, пожать руки — пож..мать руки, прокл..нать кого-нибудь — проклясть кого-нибудь, занять позицию — зан..мать позицию.

Слайд 7

Упражнение 2. Перепишите, объясняя (устно) правописание слов с пропущенными буквами. 1) Когда миновали подъём, открылось широкое ровное пространство, по которому вып..рали всюду огромные каменные глыбы. (Фурм.) 2) Теперь я стал иначе пон..мать дело. (Герц.) 3) Книжные полки зан..мают всю стену. (Т. С.) 4) Всё по-французски вслух читает зап..ршись. (Гр.) 5) Ящик зап..рается автоматически. (Т. С.) 6) С самым напряжённым вн..манием и нежностью ухаживала Софья Николаевна за больным отцом. (Акс.) 7) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя. (М. Г.) 8) Бл..стал солнечный знойный день. (В. Ш.) 9) «Водопад» принадлежит к числу бл..стательнейших созданий Державина. (Бел.) 10) Давно все думы, все желанья Гирей с моими соч..тал. (П.)

Слайд 8

Упражнение 3. Перепишите. С выделенными словами составьте предложения или словосочетания (устно). Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, предпол..жить, прик..саться, прик…снуться, предпол..жение, предпол..гаемый, соприк..саться, нал..гать, ул..жение, прил..гательное, разл..жение, разл..гать; пл..вцы, попл..вок, распл..влять, выпл..вка, пл..вучесть, выпл..влять; обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, хорошая пром..кашка, непром..каемое пальто, вым..кнуть под дождём.

Слайд 9

Упражнение 4. Перепишите, объясните правописание. 1) Наши дела сл..жились блестяще. (Т. С.) 2) Эта книга дана в качестве прил..жения. (Т. С.) 3) За нарушение правил уличного движения нал..гается штраф. (Т. С.) 4) Её ул..жили, и она впала в усыпление. (П.) 5) Лошадь едва к..салась земли. (Т. С.) 6) Печка так накалена, что нельзя прик..снуться. (Т. С.) 7) Выпл..вка чугуна идёт непрерывно. (Сераф.) 8) Погиб и кормщик, и пл..вец. (П.) 9) Проливной дождь вым..чил меня до последней нитки. (П.) 10) Обломов взял перо, обм..кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.) 11) Пол выл..жен цветными плитками. (Гл.) 12) Предпол..гается закончить театральный сезон к 15 июня. (Т. С.)

Слайд 10

Упражнение 5. Перепишите, указывая в словах с пропущенными буквами ударение. Обозначьте их корни. Скл..ниться над ручьём, скл..няться над водой, накл..нить голову, накл..няться над чертежом, прекл..няться перед кем-нибудь, прекл..нить колена, откл..нение в сторону; затв..рить калитку, затв..рять дверь, чудесное тв..рение, раств..рить окно, раств..рять ворота, нераств..римые вещества, раств..ритель металлов, домашняя утв..рь; хорошо заг..реть, заг..рать на берегу моря, медленно сг..рать, сг..реть дотла, двигатель внутреннего сг..рания, заг..релый юноша, дог..равший костёр; оз..рять пламенем, оз..рить солнцем, оз..рённый луной, яркие з..рницы, утренняя з..ря.

Читайте так же:
Мне угрожают физической расправой что делать

Правило -лаг-, -лож-

В корне -лаг- в безударном положении буква «а» употребляется перед буквой «г» в корне. А буква «о»- перед «ж» в основе -лож-.

  • По лаг ать — по лож ить;
  • При лаг ательное — при лож ение;
  • Из лаг ать — из лож ение;
  • С лаг ать — с лож ение;
  • Воз лаг ать — воз лож ить;
  • Распо лаг ать — распо лож ить;
  • Пред лаг ать — пред лож ить .

Внимание! Основа -лаг и -лож- не употребляется без приставки:

  • Нельзя: ложи. Нужно: клади;
  • Слова — исключения: полог и подлог.

Правило лаг лож

Правописание некоторых чередующихся гласных

  • В корне -гар- ,-гор- под ударением следует писать «а»,без ударения -«о»: за гар , за гор елый.
  • В главной части слова — кос (н)- пишется «о», если после них пишется буква «н», в случаях с -кас — «а»: кас аться, кос нуться.
  • Основа -мак- употребляется в глаголах, имеющих в контексте словосочетаний значение «погружать в жидкость»: мак ать блин в сгущёнку.
  • А -мок- — в глаголах со значением «просеивать жидкость»:про мок нуть под ливнем.
  • В морфемах -бер- и -бир-, -дер- и -дир-, -мер- и -мир-, -блест- и -блист-, -стел- и -стил-, и подобных пишется буква « и» , если после них следует суффикс -а-, в противном случае пишется « е» .

Примеры заданий и их разбор

Пример 1

Определите слово, в котором пропущена: безударная проверяемая гласная корня

заб…рёт
вопл…щение
к…ртина
выч…тать

«Заберет», «вычитать» – корни с чередованием -бер, -чит, «картина» – словарное. Проверим: «воплощение» – плоть.

Пример 2

Определите слово, в котором пропущена: безударная непроверяемая гласная корня

пол…тический
исс…кать
выж…гать
г..ризонт

«Политический», «иссякать»: политика, иссякнуть. «Выжигать» – корень с чередованием -жиг. Ответ: «горизонт».

Пример 3

Определите слово, в котором пропущена: безударная чередующаяся гласная корня

разд…рает
распор…диться
п…литра
р…скошный

«Роскошный», «распорядиться» проверяем: роскошь, распорядок, слово «палитра» проверить нельзя. Ответ: «раздирает» (-дир).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector