Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Европейского Союза представляют собой отношения двух крупных геополитических игроков, поскольку ЕС по консолидированному мнению большинства ученых является наднациональным единым образованием и выступает как единый субъект в сфере переданных ему государствами-членами полномочий. Интересы и ценности России и Евросоюза во многом не совпадают. Но несмотря на это, экономическое сотрудничество России и ЕС имеет огромное значение для обеих сторон. Это обуславливается географической близостью, тем фактом, что ЕС является самым крупным потребителем российского газа, а РФ в свою очередь закупает в ЕС большую часть высокотехнологичного оборудования, используемого в том числе и в нефте- и газодобывающей промышленности. Естественно, терять европейский рынок сбыта России не очень хочется. Также между Россией и Евросоюзом имеется множество совместных проектов.

Изначально, ещё когда Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) только было создано (Римский договор 1957 года), его отношения с СССР не имели какого-либо важного и стратегического характера, поскольку ЕЭС в то время было объединением чисто экономического толка. СССР выстраивал свои отношения с странами-членами ЕЭС на двусторонней основе (напр., см. сделку между СССР и ФРГ «Газ в обмен на трубы»). Однако, В 1992 г. после подписания договора в Маастрихте три существовавшие ранее европейские сообщества (а именно Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), учрежденное Парижским договором 1951 г.; Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом), учрежденное договором в Риме в 1957 г.; и Европейское Экономическое Сообщество, учрежденное в том же году) объединились в Европейский Союз, который был уже не просто экономическим объединением, но ещё и политическим. В 2000-х Евросоюз был скорее надгосударственным образованием, и тогда отношения ЕС и России стали обретать более значимый характер.

На сегодняшний день отношения с Евросоюзом имеют весьма важное значение для внешней политики России. ЕС в целом стоит на втором месте по доле в общемировом ВВП (ППС), уступая по этому показателю только Соединенным Штатам Америки (США). В составе ЕС есть страны, чьи отдельные доли в мировом ВВП превышают даже российскую — так называемая «большая тройка ЕС» — Германия (4 место), Великобритания (5 место), Франция (6 место). Россия в этом рейтинге занимает 12 место (все данные 2017 г.) Экономическое сближение между ЕС и РФ идёт на пользу обеим сторонам, так как их экономики имеют в общем разную специализацию и потому дополняют друг друга, а не конкурируют.

Политическое сближение между РФ и ЕС развивалось в период с 1990-х по 2014 гг. Общее представление о тенденциях сближения можно составить на основе дорожных карт о «четырех общих пространствах» (2005 г.). Также сближение России и Евросоюза является головной болью для США, для которых усиление России в Европе может стоить огромных экономических потерь, и как следствие, это может стать смертью для экономики Штатов.

Какие страны Европы входят в Шенгенскую зону

Многих жителей России страны ЕС интересуют в основном в плане туризма. Действительно, получить визу одного государства, а затем иметь возможность путешествовать практически по всей Европе, очень удобно. Однако между Евросоюзом и странами, входящими в Шенгенскую зону нельзя ставить знак равенства.

Например, Исландия и Норвегия входят в Шенген, но не являются членами ЕС. А Хорватия входит в Евросоюз, но не является членом Шенгенского соглашения.

Полный список стран, входящих в Шенгенскую зону

На данный момент Шенгенская зона состоит из 26 государств.

Такие микро-государства как Монако, Сан-Марино, Ватикан и Андорра официально не входят в Шенген, но у них отсутствует пограничный контроль на границах со странами Шенгенской зоны. А, соответственно, они по факту тоже входят в зону свободного перемещения.

Какие страны Европы не входят в Шенгенскую зону

Несколько стран, которые относятся к Европе территориально, не входят в Шенгенскую зону. Это Болгария, Кипр, Румыния, Хорватия, Ирландия, Великобритания, Сербия, Черногория и другие.

Читайте так же:
Нужно ли выписывать умершего человека из квартиры

Почему Россия не будет членом ЕС

Если еще в начале XXI века высказывались какие-то предположения о вхождении России в Европейский союз, то в настоящее время они совершенно не обоснованы. Потому что ни по целям экономическим, ни по политическим мотивам нет у страны заинтересованности стать частью ЕС. Если предположить, что такое вступление случится, то какие выгоды получит российская сторона?

  1. Безвизовый режим со странами Европы (Какие безвизовые страны для россиян в 2021 году можно узнать пройдя по этой ссылке).
  2. Свободный доступ к здравоохранению и образованию высокого уровня (Про уровень жизни в Европе можно прочитать по этой ссылке).
  3. Широкую возможность для получения хорошей работы в любой европейской стране (Как найти работу в Европе можно посмотреть пройдя по данной ссылке).

Но все эти выгоды перекрываются теми отрицательными моментами, которые неминуемо последуют после вступления в ЕС:

  1. Повысится уровень безработицы (Статью про уровень безработицы в России в 2018-2019 годах можно почитать пройдя по данной ссылке).
  2. Закроются многие предприятия, а некоторые отрасли промышленности просто исчезнут (например, отечественный автопром).
  3. Зависимость от европейской валюты превратит Россию в энергетический придаток Евросоюза.

И в целом такое слияние с Европой лишит Российскую Федерацию части суверенитета, так как все свои внешнеполитические действия необходимо будет согласовывать с Европарламентом и следовать курсу той политики, которой придерживается Евросоюз. Россия не может в угоду европейским интересам поступиться собственными.

Немаловажно также и то, что некоторые европейские ценности идут в совершенном противоречии с традиционными взглядами большинства россиян.

Внешние торговые отношения России

Внешние торговые отношения России

Но все же определенные шаги на сближение между Россией и Европой делаются:

  • 1994 г. Заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Европа поставляет в Россию высокотехнологическое оборудование и автомобили, а Россия энергоресурсы.
  • 2002 г. Владимир Путин предложил ввести безвизовый режим для Калининградской области, но европейцы пока оставили этот вопрос на будущее рассмотрение.

Помимо этого, у России давние и хорошие торговые, экономические связи с некоторыми странами Евросоюза, такими как Чехия, Италия, Германия. Для России выгодна не интеграция в Европу, а взаимное сотрудничество в разных сферах.

Пока в состав ЕС входит 28 стран, но на этом европейские политики останавливаться не собираются. На стадии рассмотрения заявок находятся Сербия, Македония, Черногория, Албания и Турция. Последняя страна подала заявку еще в 1987 г., но до сих пор европейцы отказываются принять Турцию в Союз.

В перспективе рассматривается возможность интеграции Украины и Грузии. Во всяком случае эти страны выказывают желание стать частью объединенной Европы.

У процессов интеграции есть свои положительные и отрицательные моменты. К отрицательным надо отнести тот факт, что страны, ставшие частью Союза, утрачивают часть своей независимости, вынуждены обрести общие стандарты во всех сферах жизни. И должны быть всегда готовы принять решения, даже если те противоречат национальным интересам.

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила своей целью вступление в Евросоюз. Основной задачей для нее является установление взаимовыгодных отношений в экономике, в области обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также в сфере науки и образования. Согласно соглашению от 2005 года предусматривалось плодотворное сотрудничество России и Евросоюза.

Совместные мероприятия против терроризма, незаконной миграции, общее решение международных проблем. Сейчас эта идея так и не осуществлена, потому что между РФ и ЕС нету даже зоны свободной торговли. Несмотря на это, около 50% товаров из Европы уходит на российский рынок.

С 2003 года в Россию в большом количестве стали поступать автомобили, техника, товары широкого потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает в роли поставщика энергетических ресурсов. Газпром поставляет около 25% газа в страны Европы, а нефти около 44% от её общего импорта.

Читайте так же:
Как получить гражданство Грузии - выбор оптимального варианта

Важным событием для России стала бы отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, тогда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Отношения ЕС и России

Отношение населения России, по поводу присоединения к ЕС, сильно изменилось за последние 15 лет. Если в 2003 году за то чтобы Россия входила в ЕС проголосовало 73% опрошенных, то в 2013 всего лишь 38%. На сегодняшний день число против и за примерно одинаково. По мнению проголосовавших, вступление в ЕС даст России устойчивую экономическую ситуацию, интеграцию в мировое сообщество, улучшение материального состояния, повышение авторитета РФ в мире, снижение уровня преступности и терроризма.

Чешский лидер Милош Земан высказал предположение, что через 20 лет Россия может присоединиться к Евросоюзу. По его мнению экономики этих стран нуждаются друг в друге. России нужные новые технологии, а в Европе нехватка энергоресурсов. При этом Россия полностью отвечает требованиям ЕС, в ней соблюдаются права человека и не наказывается свобода слова.

На данный момент нет никаких предпосылок для улучшения отношений между Евросоюзом и Россией. Страны Евросоюза находятся в постоянном взаимодействии. Перераспределение ресурсов и средств между собой способствует высокому росту экономики. Россия может стать одной из стран в составе ЕС. Но при этом она должна иметь особый статус и некоторую независимость в принятии решений.

Одной из важнейших областей взаимодействия России и Европы является туризм, которая осложняется визовым режимом. Безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом, хотя бы в тестовом режиме, могли бы положить начало взаимовыгодным отношениям, положительно влияющим на экономику ЕС и упрощающим въезд на территорию европейских государств.

ВАКЦИНИРОВАННЫМ МОЖНО БУДЕТ ПОПАСТЬ В ЕВРОПУ И С ЦЕЛЬЮ ТУРИЗМА

Государства-члены Евросоюза на встрече представителей в среду, 19 мая, договорились разрешить въезд на территорию ЕС туристам, полностью вакцинированным от коронавируса. Об этом 19 мая сообщает AFP со ссылкой на источники. По данным европейских СМИ, рекомендации могут быть финально утверждены министрами ЕС в пятницу, 21 мая.

В соответствии с новыми правилами путешественники, которые могут доказать, что они получили необходимое количество доз вакцины, одобренной ЕС, могут въехать в ЕС в том числе с целью туризма (при этом детям до 12 лет, следующим с вакцинированными родителями, также обеспечен свободный въезд. Пр

Впрочем, форма такого доказательства пока непонятна. На сайте Еврокомиссии, тем не менее, говорится, что она может утверждаться самими государствами-членами Евросоюза, пока единый европейский цифровой пропуск еще не готов. Вероятно, более точная информация появится после официального анонсирования новых правил.

Также пока неясно, смогут ли въезжать в ЕС с туристическими целями иностранцы, привитые российской вакциной «Спутник V». На данный момент страны договорились пускать в ЕС только тех, кто был привит сертифицированными в регионе вакцинами, а «Спутник» в этот перечень не входит. Но в рекомендациях Еврокомиссии от 3 мая говорится, что решение этого вопроса отдается на откуп каждой отдельной страны ЕС до введения единого цифрового "зеленого пропуска".

Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться

Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться

Договор 1951 года об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) снял внутри стран все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Случившиеся после множественные преобразования форматов сотрудничества европейских государств дали толчок к созданию в 1992 году Евросоюза.

Отношения между Россией и ЕС с тех пор пережили немало взлетов и падений, перейдя в текущую фазу, которую эксперты называют «полным развалом отношений». Тем не менее российские политики и законодатели подчеркивают, что наша страна готова к диалогу с ЕС и выступает за конструктивное сотрудничество, подразумевающее уважительное отношение к национальным интересам стран-соседей.

Читайте так же:
Разделение работников на РСиС и рабочих - Трудовое право - Конференция ЮрКлуба

С чего начинался ЕС

После создания «союза угля и стали» события по историческим меркам развивались стремительно. Уже 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. Спустя 10 лет, в 1967 году, эти три интеграционные организации объединились в Европейское сообщество.

Следующим этапным событием в жизни европейцев стало подписанное 14 июня 1985 года Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило действие 1 мая 1999 года, будучи замещенным Шенгенским законодательством Евросоюза.

7 февраля 1992 года в голландском Маастрихте подписан договор о создании Европейского союза, который начал действовать 1 ноября 1993 года. Высшей формой экономической интеграции между государствами ЕС стал евро — единая денежная единица, которая была введена в безналичном виде на территории государств — членов ЕС с 1 января 1999 года, а наличные банкноты появились с 1 января 2002 года.

В состав ЕС входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года — Болгария и Румыния, с 1 июля 2013-го — Хорватия.

Союз хоронить пока рано

Европейский союз стал уникальнейшим межгосударственным образованием в человеческой истории. Он воплотил давнюю мечту многих политиков и мыслителей о «Соединенных Штатах Европы» не только на бумаге, но и на практике, доказав ее практическую реализуемость и прямую пользу для граждан каждой из стран-участниц.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил «Парламентской газете», что нужно повременить с пессимистическими прогнозами в отношении судеб Евросоюза, «который сегодня подвергается серьезнейшим испытаниям в своей недолгой истории».

С ЕС лучше, чем без него, — пока именно так думает большинство, хотя и предъявляет совершенно обоснованные претензии к европейским политикам, отметил парламентарий.

«Самый мощный фактор влияния ЕС — это сам факт его существования, — считает Косачев. — Причем сила этого притяжения настолько велика, что, по сути, оказалась опаснейшим (если не роковым) испытанием «на разрыв», например, для таких стран, как Украина или Молдавия». Сенатор напомнил, что вместо налаживания внутреннего диалога и сбалансированной на Запад и Восток внешней и экономической политики к власти в этих странах постоянно рвутся силы, «которые, попросту говоря, используют «мягкую силу» ЕС в своих личных интересах: «Хотите жить в Европе и как в Европе? Голосуйте за нас!». Итогом неизбежно становятся нереализованные завышенные ожидания и опасные внутренние конфликты.

Однако то, как ЕС справляется с самыми серьезными вызовами, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Если угрозы от миграционных волн в какой-то мере удалось минимизировать — не без издержек, в частности в виде роста внутреннего сепаратизма и популярности антимигрантских и националистических партий, — то в случае с пандемией нового коронавируса все пока актуально и серьезно.

«Недавно первый заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс выразил мнение, что стратегия Европейского союза по вакцинации содержала ошибки в части заказа препаратов и соглашения по закупкам, что было скорее в интересах богатых стран, таких как Германия, — отметил сенатор. — Пять стран ЕС — Австрия, Чехия, Словения, Болгария и Латвия призвали Брюссель провести саммит лидеров ЕС, чтобы обсудить неравномерное распределение вакцин от коронавируса между государствами сообщества. А канцлер Австрии обвинил страны ЕС в тайном сговоре с фармацевтическими компаниями по поставкам вакцин. Он выразил мнение, что неравномерное распределение вакцин против коронавирусной инфекции может грозить расколом Европы, возникают «страны — члены ЕС «второго сорта».

Между тем Организация экономического сотрудничества и развития уже ухудшила прогнозы роста для основных экономик еврозоны. И чем больше новых ограничений будет вводиться (а это предсказуемо на фоне третьей волны пандемии, уже официально объявленной Брюсселем), тем больше будет усугубляться ситуация, подчеркнул Константин Косачев.

Читайте так же:
Юридические услуги в нижнем новгороде

Главный провал

На фоне происходящего Евросоюз ждет непростая весна, «которая может оказаться весьма важной для европейского проекта в целом», уверен вице-спикер Совета Федерации. С учетом существующих разногласий с США, в частности по проекту «Северный поток — 2», нарастающих проблем с Китаем, которые уже привели к введению антикитайских санкций, а также фактического развала отношений с Россией внутренние вызовы явно вступают в резонанс с внешними.

«При этом ключевая страна ЕС — Германия — может оказаться «слабым звеном» всей конструкции, поскольку партия Ангелы Меркель, ХДС, переживает свой собственный политический кризис, который сказывается на ситуации не только в стране, но и в Евросоюзе в целом, — отметил Константин Косачев. — Не стал бы пророчествовать Евросоюзу скорый развал или новые «-экзиты», хотя в евро-СМИ уже стали появляться рассуждения на тему, например, возможного «фрекзита» — выхода Франции из состава ЕС. Но пока такие сценарии скорее из разряда утопических».

Впрочем, сенатор считает, что потенциальная победа Марин Ле Пен на президентских выборах, которую уже не считают совсем уж невероятной, «может сделать даже такие варианты реалистичными».

Вместе с тем Константин Косачев убежден, что самым главным провалом Евросоюза за последние 10 или даже 20 лет стало обрушение отношений со своим крупнейшим соседом на Востоке: с Россией. Политик напомнил крайне жесткую оценку ситуации министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя».

Константин Косачев напомнил, что в 2014 году Брюссель в одностороннем порядке заморозил официальные механизмы политического и экономического взаимодействия с Россией, включая саммиты на высшем уровне, а также различные отраслевые диалоги и межправительственные консультации. Были введены жесткие секторальные санкции против субъектов российской экономики.

«Это, разумеется, не означает полного прекращения связей с отдельными странами Евросоюза, прежде всего с ключевыми партнерами — Германией, Нидерландами, Италией и Францией: на эти страны приходится более половины нашей внешней торговли», — обратил внимание парламентарий. Несмотря на то что объем товарооборота упал с 262 миллиардов долларов в 2019 году до 192 миллиардов долларов в 2020 году, ЕС все еще опережает Китай по этому показателю, оставаясь нашим ведущим партнером.

На 27 стран ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России (42,5% в 2019 году, более 50% в 2013 году), на Китай — 20% (18% в 2019 году, около 11% в 2013 году)

Ошибочная позиция

В Брюсселе, как и в отдельных европейских столицах, уверены, что фактор времени на их стороне: Россия отступит под натиском европейского санкционного единства либо будет вынуждена идти на попятную в крымском или украинском вопросах под напором внутренних проблем. «Однако этого не произошло до сих пор, и все меньше вероятность, что произойдет потом», — уточнил вице-спикер.

По словам Константина Косачева, сегодня ЕС оказался заложником собственных решений прошлых лет, когда принимались многочисленные декларации и решения с упоминанием «аннексии Крыма», «российской агрессии», «кибератак», «вмешательств России в европейские выборы», «отравлений химическим оружием» и иных якобы противоправных действий России, так и не доказанных, но уже заложенных в фундамент отношений Брюсселя с Москвой.

«В итоге Евросоюз уже не может признаться в том, что все эти обвинения были, мягко говоря, преувеличением, — ведь это означало бы не просто просчеты европейских политиков, но ущерб экономикам стран ЕС на многие миллиарды евро. Как и личная ответственность за возрастание угроз, в том числе прямых военных — для всех жителей континента, — сказал сенатор. — Эта патовая ситуация может продолжаться бесконечно долго, но уже понятно, что от этого ничуть не выигрывает ни одна из сторон».

Как бы то ни было, Россия абсолютно открыта к диалогу и никогда не закрывает двери для него, не выступив инициатором ни одного из обрывов переговорных и диалоговых треков, напомнил замглавы Совета Федерации. «Сегодня все абсолютно в руках европейских партнеров: мы продвинемся по любому направлению ровно настолько, насколько к этому готов Евросоюз. Не дальше, но и не ближе», — подчеркнул Косачев.

Читайте так же:
Режим гибкого рабочего времени

Противоречия усиливаются

Между тем противоречия внутри самого Евросоюза усугубляются, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Основная причина, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельной политики, — считает депутат. — Брюссель до сих пор послушно идет в фарватере Вашингтона и продолжает выполнять директивы из США. Постковидная реальность это наглядно демонстрирует».

Яркой иллюстрацией, по его мнению, стал последний саммит ЕС, где французский президент Эммануэль Макрон предрек «мировую войну нового типа» якобы из-за действий России и Китая по противодействию коронавирусу. По его словам, Евросоюзу нужно приобрести суверенитет в производстве антиковидных препаратов, чтобы, дескать, противостоять «России и Китаю, пытающимся через поставки вакцин получить влияние».

«Тот же Макрон 3 февраля: «Несколько недель назад я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти консультации были положительными. Сегодня мы увидели публикации, которые демонстрируют высокую эффективность вакцины «Спутник V». Это не политический вопрос, это научный вопрос», — напомнил Леонид Слуцкий.

Симптоматично, что президент Франции высказал новую позицию по «Спутнику V» после того, как в саммите ЕС поучаствовал президент США Джозеф Байден, обсуждавший с европейскими союзниками, как эффективнее совместно противостоять России и «отстаивать демократию». «То есть вместо того, чтобы действительно озаботиться жизнью и здоровьем людей, европейские лидеры по-прежнему предпочитают поддерживать линию на сдерживание России «любой ценой», даже ценой человеческих жертв», — констатировал депутат.

Отношения Брюсселя и Москвы, по словам Слуцкого, сейчас если не в тупике, то явно переживают момент истины. Все «окна возможностей» для диалога последовательно закрываются одно за другим, считает политик.

«Но Евросоюз — это еще не вся Европа. В европейских странах достаточное количество здравомыслящих политиков, которые выступают за конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в вопросах вакцинации. Мы готовы взаимодействовать, но только на равноправной и взаимоуважительной основе. Россия не будет терпеть в свой адрес хамства и провокаций. Это основной постулат», — подчеркнул глава думского комитета.

Кандидаты на членство в ЕС

Как уже упоминалось, список стран Евросоюза в 2021 году включает 27 членов. Последнее пополнение состоялось в 2013 году, когда в состав объединения вошла Хорватия. Четыре западноевропейских государства – Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн – не входят в ЕС, но тесно интегрированы в единый экономический рынок и являются участниками Шенгенской зоны.

Для вступления в Евросоюз страна-кандидат должна соответствовать так называемым Копенгагенским критериям, в основе которых заложены демократическое управление государством, соблюдение прав человека, функционирование рыночной экономики и приверженность целям и намерениям ЕС. Право на вхождение в Евросоюз по географическому признаку зафиксировано в статье 49 Маастрихтского договора.

По состоянию на 2021 год существует 5 кандидатов на вступление в ЕС:

Турция – заявка от 1987 года

Македония – заявка от 2004 года

Черногория – заявка от 2008 года

Албания – заявка от 2009 года

Сербия – заявка от 2009 года

Переговоры о присоединении к ЕС ведут все страны, кроме Албании и Македонии. Потенциальными кандидатами считаются Босния и Герцеговина и Косово. В 2014 году Европейский союз подписал соглашения об ассоциации с Украиной, Грузией и Молдовой, что не является основанием для подачи заявки на вступление в ЕС, но в перспективе членство возможно. По заявлениям высокопоставленных европейских чиновников можно сделать вывод, что в ближайшие годы пополнения Евросоюза новыми странами ожидать не стоит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector