Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 дневный режим обучения в школе: плюсы и минусы, требования законодательства

5 дневный режим обучения в школе: плюсы и минусы, требования законодательства

Вопрос о необходимости внедрения пятидневки в школы каждый год встаёт всё острее. Это связано с тем, что одного выходного дня для школьников просто недостаточно. В 2018 году, возможно, вступит в силу новый закон, согласно которому школы перейдут на пятидневную рабочую неделю. Однако в любом случае у руководителей учебных заведений остаётся право решать самостоятельно, индивидуально, использовать данный порядок или нет. Стоит отметить, что решение принимается перед началом учебного года и действует до его конца. То есть невозможно допустить ситуацию, когда первые две четверти в школе действует пятидневка, а в остальное время шестидневка. Два выходных дня, как считают большинство родителей и учителей, пойдут ученикам только на пользу, ведь времени хватит и на то, чтобы тщательно подготовиться к новой неделе, и на помощь по дому.

Проголосовали за пятидневку

С нового учебного года на пятидневку перейдут ученики 1—4-х классов нижнекамских школ №2, 8, 10, 11, 15, 19, 27, 29, 31,33, 36, лицея №14, многопрофильного лицея №37, гимназий №2, 22, 25 и 30. А при положительных результатах тестирования знаний учеников по итогам года к ним присоединятся и остальные учебные заведения города.

Вводят пятидневку по многочисленным просьбам родителей и учителей, при этом, уточнили «Реальному времени» в пресс-службе, значительного увеличения учебной нагрузки в оставшиеся дни не предвидится, так как в субботу у младшеклассников был сокращенный день — три урока, два из которых чаще всего — физкультура и изобразительное искусство.

Решение о пятидневке было принято после июньской встречи мэра Нижнекамска Айдара Метшина и начальника управления образования города Рамиля Гинниятуллина с родителями школьников и директорами учебных заведений.

— Чтобы узнать насколько этот вопрос актуален для Нижнекамска, мы провели опрос среди родителей учащихся школы «Тема 37», — сообщал Рамиль Гинниятуллин, — 685 человек приняли участие в опросе, 91% проголосовал за «пятидневку».

Решение о пятидневке было принято после встречи Айдара Метшина с родителями школьников и директорами школ. Фото: vk.com/nknews

Родители-участники встречи также высказались «за». Аргументируя необходимость перехода на пятидневку желанием проводить с детьми больше времени, потребностью перегруженных учебой детей в отдыхе и в кружковых занятиях, на которые сейчас нет времени в детском расписании.

Педагоги привели другие доводы в пользу сокращения учебной недели: «Некоторые уроки можно сократить. Например, литературу можно читать дома дополнительно самостоятельно, физической культурой можно заниматься в группе продленного дня».

В итоге администрация половины нижнекамских школ приняла решение, которое устроило многих родителей.

Мы добились введения пятидневки в иркутской школе с помощью соцсетей Яна Варшавская — о том, как бороться с системой и почему все решается не по закону, а в кулуарах

Мы добились введения пятидневки в иркутской школе с помощью соцсетей

О том, что школы страны будут планомерно переводиться на пятидневную систему обучения, министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила еще в прошлом году. В Москве и Санкт-Петербурге пятидневка уже скорее норма, тренд подхватили регионы центральной части России. И по закону все, кажется, довольно просто: вопрос о том, пять или шесть дней в неделю будут заниматься учащиеся, решается родителями, педагогическим советом и администрацией школы. Препятствий для введения пятидневки официально никаких нет. На деле родители, как правило, сталкиваются с категоричным отказом директоров школ обсуждать эту тему. The Village поговорил с мамой второклассницы из обычной иркутской школы: Яне Варшавской совместно с другими родителями школьников удалось добиться введения пятидневной учебной недели с помощью депутатов и соцсетей.

Замкнутый круг

Борьба за пятидневку в нашей 18-й школе в микрорайоне Юбилейный шла три года. Те, кто ее начинал, уже перевели своих детей в другие школы. Наша школа, это не секрет, довольно слабая, особенно старший блок.

Как водится, сначала родители подошли к директору с предложением перейти на пятидневное обучение. Директор идею не поддержал, и активисты пошли в городской департамент образования, потом в областной минобр и дальше начали писать в Москву. Но поскольку по закону решение о переходе на пятидневку принимается школой, ответы пришли соответствующие. Юридически это замкнутый круг: федеральные чиновники отправляют к региональным, региональные спускают на город, городской департамент говорит: «Все решает школа», а директор школы снова ссылается на городской департамент, который не дает прямого указания. Так продолжалось два года.

Я услышала об этом на одном из собраний. В этот момент в школе в очередной раз сменился директор – в плохой школе они всегда часто меняются, отчасти она потому и плохая, что нет постоянного крепкого хозяйственника. Школа, к слову, правда очень запущенная: у нас там грибок, очень плохая вентиляция и масса других сложностей. Если смотреть результаты выпускников, наши очень мало поступают в вузы. Так вот, когда моя дочь Ева была в первом классе, я услышала об этой проблеме на одном из собраний.

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Дети рассказывают, как провели бы субботу, если бы не нужно было идти в школу.

Эффект соцсетей

Я не собиралась идти с флагами и возглавлять какое-то движение. Просто предложила родителям: у меня много подписчиков в соцсетях, давайте я освещу эту проблему. На тот момент моя дочь училась пять дней, и меня это напрямую не касалось. Более того, мне не известно ни одного исследования, которое на основе статистики доказывало бы, что пятидневка – это очень хорошо, а шестидневное обучение – совсем плохо. Таких данных нет. Учителя говорят только о посещаемости: при пятидневке дети меньше болеют. Это логично: за два выходных они успевают подлечиться, посещаемость растет. Никакой другой статистики нет, и я родителям всем говорю: я боролась не за пятидневку. А за право родителей выбирать и принимать решения.

Читайте так же:
Как завести машину с помощью пуско-зарядного устройства

Сначала написала всем причастным чиновникам и не получила ответа. Поговорила с тишиной. Поняла, что руки у меня развязаны, и рассказала о проблеме на своей страничке в Facebook. И вот тогда я увидела, насколько это актуальный вопрос: было очень много репостов, лайков и комментариев. Я удивилась, сколько людей ведут эту борьбу, пытаются, и все безуспешно.

Что меня тогда встревожило: при высокой актуальности проблемы и большой вовлеченности общественности, аргументы против пятидневки везде совершенно разные. В одной школе говорят, что в этом случае снижается зарплата учителей. В другой заявляют, что дети недополучают знаний. В третьей находят еще какие-то доводы. Словом, после этого моего поста порталом www.irk.ru был организован круглый стол — они тоже увидели, как сдетонировала тема. Присутствовали я и еще одна мама ученика нашей школы, представители областного министерства образования и департамента образования Иркутска. Учителя школы участвовать отказались. Это был бенефис представителя городского департамента образования, которая рассказывала нам, какие мы, родители, недалекие и темные люди, как вредим своим детям. В этот момент я увидела систему, поняла, с чем мне придется взаимодействовать. Поняла, что договориться скорее всего не смогу, придется действовать разными методами. После этого появилась страничка «Мы за пятидневку», которая сразу получила массу подписчиков, сотни просмотров и лайков. И я начала последовательно публиковать все наши шаги, вынося историю на всеобщее обозрение.

Работа в кулуарах

Всем, конечно, очень не понравилось такое освещение в интернете. И таким образом нам удалось добиться негласного соглашения с директором – сейчас я могу об этом говорить, потому что директор уже не работает в нашей школе – о переходе на пятидневное обучение. Это был апрель 2016 года. Каково же было наше удивление, когда в сентябре мы пришли в школу, а там уже новый директор! Никаких подписанных документов у нас нет – все договоренности были устными. Реакция нового директора была ожидаемой: какая пятидневка?

Настроения продолжать все это у меня, скажу честно, уже совершенно не было. Тем более что многие активисты перевели своих детей в другие школы, и я осталась одна. Но тут появилась еще одна мама, переехавшая из центральной части страны, которая была в невероятном удивлении: как, там везде пятидневка, а тут почему нельзя? И мы вместе продолжили – соцсети, видео, посты.

По закону вопрос о переходе на пятидневку решают три стороны: администрация школы, учителя и родители. Если две стороны «за», тогда это можно пробить. И учителя поддержали нас, родителей. Мне сейчас звонят родители из разных школ и спрашивают, как нам это удалось, с чего начать. И я говорю: «Формально – вот с этого и с этого, но дело в другом: вы должны в кулуарах понять, будут вас поддерживать или нет». Потому что учителей прессуют ужас как. Директор одной из школ, имеющая большой авторитет, на совещании директоров школ объявила, что ни одного учителя из 18-й, как разносчика этой «заразы», в свой коллектив не возьмет.

Депутат и поколение потребителей

Репортажи о нас в иркутских СМИ шли и шли, был создан родительский комитет. И к решению проблемы подключилась депутат Законодательного собрания Иркутской области Анастасия Егорова. С этого момента формат общения с властью качественно изменился. В тех кабинетах, откуда нас отправляли восвояси, ответить то же самое Егоровой уже не могли. Причем она даже не писала запросы, она просто поговорила с теми, кто мог это решить, несколько раз встречалась с Бердниковым (Дмитрий Бердников – мэр Иркутска, прим. ред.), говорила: «Ну вы же понимаете — надо».

Параллельно с известным креативщиком и маркетологом Сергеем Мядзелецем мы сняли на видео опрос людей на улицах, родителей школьников. Мнение практически единое – все за пятидневку. Мы провели количественно-качественное исследование в школе, таких исследований в принципе нет ни у кого больше. Причем мы спрашивали в разрезе проблемы: на что школьнику не хватает времени, как бы вы организовывали досуг ребенка, если бы было два выходных дня? Мы выяснили вещи, о которых никто не говорит. Например, что родители не успевают воспитывать детей в плане помощи в семье. Еле-еле мы находим время на дополнительное образование, потому что ответственные родители понимают, что общего образования недостаточно, потом идут кружки и секции. А от домашних обязанностей ребенка освобождаем, потому что он очень устает. Так мы растим поколение потребителей.

Читайте так же:
Какая госпошлина при разводе в 2022 году - стоимость, размер

Видео со страницы «Мы — за пятидневку!» в Facebook. Опрос иркутян: горожане предпочли бы, чтобы их дети-школьники учились пять дней в неделю.

Пятидневка будет?

Когда подключилась городская администрация и дело на контроль взял мэр, все сдвинулось с мертвой точки. Сегодня у нас есть приказ о переходе на пятидневную учебную неделю, но лишь в единственной школе — № 18.

Кроме того, в нашей школе снова сменился директор, так что, возможно, это не конец истории. Надеюсь, что придет человек, готовый договариваться. У меня есть идея предложить школе организовать программу дополнительного образования по субботам, чтобы кружки и секции могли давать в школе бесплатные мастер-классы с целью привлечь к себе детей. А для школьников это будет хорошая возможность узнать что-то интересное, выбрать занятие по душе. И это снимает проблему детей из малообеспеченных семей, о которой часто говорят: если будет пятидневка, эти дети, у которых нет возможности посещать кружки, получат больше времени для улицы. В таком формате все ребята будут заняты. Это есть в Москве и в Питере, и мы можем перенимать такой опыт.

Но у меня до сих пор нет ответа на вопрос, который мне задают родители из других школ: как добиться введения пятидневной учебной недели? Сейчас наш прецедент не получает продолжения. Позиция городского департамента образования остается прежней. Авторитетные директора школ четко заявили педагогическим коллективам: про пятидневку ни слова. И наш опыт не дает другим никакого алгоритма. Официально-то все просто – пожалуйста, собирайте подписи, потом проводится педсовет, и если педагоги «за» — директор готовит приказ. Но учителя во время совещания, конечно, смотрят на позицию директора, и на этом все заканчивается.

Аргументов нет

Но главное, нам так и не удалось выяснить, из-за чего и чиновники, и школы так сопротивляются переходу на пятидневку. Пазл у меня в голове не сложился. Аргумент про уменьшение зарплаты учителей мы отмели – нет, она не уменьшается. Еще нам говорили, что если учебная программа изначально была рассчитана на шесть дней в неделю, то перейти на пятидневку, например, со второго класса уже нельзя. Наш опыт показывает, что это не так, но теперь то же самое говорят родителям в других школах. Остается одна версия: чиновникам не хочется шевелиться, что-то менять и принимать ответственность за решение. Если бы везде была шестидневка, а тут в Иркутской области началось движение за пятидневку – я бы понимала нежелание идти навстречу. Но федеральное министерство образования дало «зеленый свет», объявив, что планомерно школы будут переходить на пятидневку. Это давно тренд по стране, и, казалось бы, — надо включаться, быть впереди, подхватывать хорошие веяния. В Москве и Питере пятидневка. В Усолье-Сибирском пятидневка. В Пивоварихе! Почему у нас было не пойти на эти нововведения, которые поддерживаются на федеральном уровне?

Победили систему

Я боролась не за пятидневку. Я боролась против позиции «мнение родителей ничего не значит, только педагоги и чиновники знают, что для ваших детей лучше». Если бы отстаивание шестидневного обучения было подкреплено блестящими качественными результатами, никто не задавал бы вопросов. Но таких результатов нет. И тогда ради чего загружать детей шесть дней в неделю, если мы, теряя воспитание дома, ничего не приобретаем взамен? В гимназиях и лицеях, где ведется углубленное изучение предметов, где детям не требуются дополнительные занятия, вполне оправдана шестидневная система. И это выбор родителей.

Систему мы, кажется, победили. И я считаю это началом своей взрослой жизни. Я никогда не сталкивалась с государственным и муниципальным административным аппаратом. Сначала была пианисткой. Потом бизнес-тренером. Я никогда не зависела от системы: плачу налоги, делаю свое дело и не интересуюсь политикой. И в первые недели этой истории у меня было непонимание: как жить-то дальше, когда решения принимают чиновники, которые совершенно не готовы и не хотят строить гражданское общество? Тем не менее, я благодарна Анастасии Егоровой за помощь и главе департамента образования Иркутска Александру Костину, который взял на себя ответственность и поддержал нас, принял непопулярное решение. Очень надеюсь, что Иркутск сможет стать городом, где введение пятидневной системы обучения станет обычной практикой и этот эксперимент будет удачным.

Глава нижегородского , ЕГЭ ». Карточки NN.RU

Ольга Петрова ответила на вопросы читателей NN.RU в День защиты детей

Министр образования Нижегородской области Ольга Петрова в прямом эфире NN.RU ответила на ряд вопросов, которые волнуют родителей дошкольников и учащихся. Мы оформили всю самую важную информацию из ее ответов в форме удобных карточек. Кроме того, если ваш вопрос не был задан в ходе онлайн-встречи, вы можете оставить его в комментариях — мы обязательно передадим его главе регионального Минобра.

Будет ли введена пятидневка во всех нижегородских школах?

— Сейчас мы пытаемся перейти на такой формат обучения во всех школах, где это возможно. Но всё, что делается в школе, — это воля директоров. Есть руководители, которые готовы идти на изменения, и есть те, кто может позволить себе эти перемены. Мы должны понимать, что если в школе , а ее возможности — 700, то здесь нам приходится пока бороться только со второй сменой, а вопрос пятидневки даже не стоит. Но началка уже практически везде на пятидневке, потому что мы понимаем, что родители хотят видеть детей, хотят отдыхать. И когда два дня выходных не могут никуда уехать, особенно весной и осенью, когда еще тепло и хочется больше погулять и пообщаться. Кроме того, по выходным у детей часто бывает еще и допобразование. Мы всё это отрабатываем. Думаю, поэтапно, по опыту других всё будет сделано.

Читайте так же:
Как рассчитать окладную часть

На что обратить внимание при сдаче ЕГЭ в этом году?

— Самое важное — психологическая поддержка семьи. Дети все сами понимают, что этот экзамен решает их судьбу, поэтому не нужно на них давить. Иначе будет только стресс и нервозность. Дети все готовы — качество образования в нашем регионе достойное. В конце они все только и тренируют навыки, необходимые для ЕГЭ.

Обращу особое внимание, что в первый день ЕГЭ было два удаления за шпаргалки. У таких детей будет аннулирован результат. Это значит, что они лишаются возможности поступать в вузы в этом году. Так что это риск, который не оправдан.

Как модернизируют колледжи?

— У нас очень востребовано образование в колледжах, так как в регионе развита промышленность. Сейчас мы держим курс на более плотную работу с предприятиями. Сами понимаете, невозможно в каждом учебном заведении создать мини-копии заводов и цехов. А они сейчас оснащены на очень высоком уровне. Правильнее обучать ребят прямо на рабочей площадке, кроме того, их уже в процессе практики могут заметить и пригласить на работу.

Как изменится питание в садиках и школах в следующем учебном году?

— Корректировать меню питания в школах необходимо. Часто детям просто не нравится то, как выглядит блюдо, и они даже пробовать его не хотят. Порой на завтрак ученики приходят сытыми из дома — и их уже ничем не накормить. За лето постараемся это изменить. Мы даже пригласили для консультаций известного шеф-повара Константина Ивлева. Пока еще не проработан вопрос с аллергиками. Также тяжело дается переход с питания в детсадах на школьное. Но подчеркну, что этот вопрос еженедельно обсуждается на самом высоком уровне — с заместителем председателя правительства Татьяной Голиковой.

Ольга Петрова рассказала, что сама часто без предупреждения приходит проверять питание в школах. Поступать так могут и родители, они не обязаны предупреждать педагогов и персонал столовой о том, что хотят посмотреть, чем кормят их детей. Кстати, доступность питьевой воды в школах кроме как в столовых также зависит от директора. За разрешением этого вопроса Ольга Петрова просит обращаться к ней или в департамент образования города.

Законопроект, который был отвергнут

Отметим, что не так давно Госдума пыталась рассмотреть законопроект, составленный «Справедливой Россией», согласно которому во всех школах, функционирующих на территории РФ, в скором времени будет внедрена обязательная пятидневная учебная неделя. Стоит ли говорить, что депутаты, чтобы не вызвать негодования со стороны тех или иных категорий людей, решили отклонить такие нововведения. Им показалось, что так будет лучше.

Спросите сами себя: лучше учиться 5 дней в неделю, но на совесть, либо отдаться учебе всецело на 6 дней из 7, но лишь создавая видимость? Кажется, третьего не дано. Наверное, лучше выбрать первый вариант. Но к этому надо стремиться. Пока же нужно немного потерпеть и попытаться научиться получать удовольствие от учебы. Во всяком случае, вреда от этого не будет. Главное — это умело распределять время между решением домашнего задания и отдыхом. Тогда все должно быть в порядке: и нервы ученика, и нервы учителя.

Также пятидневка, если бы она была введена, могла забрать уроки у субботы и перенести их на каждый день недели. Это, конечно, нагрузка для школьника, но не такая уж и большая. Если учесть, что учеников и так загружают, по мнению родителей. И все-таки: благодаря такому подходу, как пятидневная учебная неделя, у него (у школьника) было бы в распоряжении целых два выходных дня. Как и у его родителей.

«И так низкая зарплата»

Руководитель барнаульской школы №132 Инна Борисенко отмечает, что ей четкого указания от властей о переводе на пятидневную учебную неделю не поступало. При этом, говорит педагог, образовательные организации вправе сами принимать решение, делать ли субботу выходным днем.

«Совместно с коллективом школы и родителями учеников мы решили оставить прежний формат работы. Возможность перейти на пятидневную рабочую неделю у нас была и раньше. Этот вопрос мы обсуждали и пришли к выводу, что не вправе лишать детей возможности получать качественное образование», – прокомментировала директор.

С переходом на пятидневку придется сократить образовательную программу, говорит Борисенко. А у детей важные выпускные экзамены, да и требования к знаниям становятся все выше.

Барнаульские родители жалуются, что дети не могут попасть в школу рядом с домом

В Барнауле, особенно в Индустриальном районе, стоит остро проблема зачисления детей в первые классы. Некоторые родители не могут устроить своих чад в близлежащие учебные заведения

Зачем родители будут тратить деньги на репетиторов, если есть возможность дать среднее образование детям за бюджетные средства?» – считает руководитель школы.

Директор добавила, что фонд оплаты труда учителей рассчитан пропорционально уроко-часам. Субботний отдых, естественно, повлияет на их и без того небольшой заработок.

«Чтобы хоть как-то выжить и прокормить семьи, педагоги вынуждены работать на 1,5–2 ставки. Переход на пятидневку – это потеря в заработной плате. Почему данный вопрос возник именно сейчас? Возможно, есть необходимость сэкономить бюджетные средства, урезав фонд оплаты труда?» – задумывается Инна Борисенко.

Профсоюзы, депутаты и общественники спорят о продолжительности учебной недели

Пять или шесть

Недавно депутат Госдумы Виталий Милонов объявил о начале “самой светлой движухи”. А именно — борьбы за пятидневку в школе. По его мнению, по субботам дети учатся только потому, что учителя так повышают себе зарплату. Профсоюз говорит, что пятидневка была бы удобнее и педагогам, и родителям, и ученикам. Вот только распухшие учебные программы, необходимость обучения в несколько смен и совмещения нескольких ставок не дают такой возможности.

Читайте так же:
Как узнать, какое имущество зарегистрировано на человека? Имущество физических лиц

Недавно депутат Виталий Милонов потребовал провести референдум. Причем не политический, а родительский. Вопрос же к родителям России должен быть следующий: хотят они пятидневку в школе или шестидневку. Свою идею парламентарий подробно расписал на пресс-конференции под названием “Рабы школьной шестидневки”, где, наконец, указал на виновников происходящего безобразия — учителей:

— Это долгая дискуссия. Каждый год мы слышим дежурные фразы про то, что родители могут сами выбирать, на пятидневке детям учиться или на шестидневке, — начал Милонов. — Но система образования игнорирует роль семьи в воспитании ребенка, вся воспитательная функция перекладывается на школу. А школа ее сейчас не осуществляет. Дети не могут отдохнуть, выехать даже на дачу. Любой врач скажет, что одного дня мало для восстановления. Если говорить об обязательной школьной программе — должна быть пятидневка. А в субботу пусть будут факультативы, кружки. Надо спросить у родителей, надо провести референдум. На “Госуслугах”, к примеру. Это — реализация прямой нормы демократии! Министерство образования, конечно, будет настаивать на шестидневке, потому что это деньги на учителей. Я понимаю учителей, зарплата которых зависит от количества часов. Из-за этого, конечно, выгоднее иметь шестидневную рабочую неделю, нежели пятидневную. Чтобы не пострадали учителя, пятидневка должна так же оплачиваться, как шестидневка.

ШКОЛЫ РАБОТАЮТ В ТРИ СМЕНЫ

— Каждая школа может выбирать свой учебный план. От активности родителей и умения объединяться зависит, будет в школе пятидневка или шестидневка, — возразила председатель Национального родительского комитета, член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Ирина Волынец. — У пятидневки есть сторонники и противники. Есть родители, которые сами работают по шесть дней, и они хотят шестидневку в школе. Должно быть право на самоопределение.

Однако иногда этому праву просто негде “развернуться”, обращает внимание Волынец:

— Вопрос вставал неоднократно. Но надо помнить, что есть суровая реальность. У нас есть школы, где учатся в две-три смены. Есть сельские школы с удобствами на улице. Далеко не в каждой школе можно организовать [определенный учебный план].

Как рассказала “Солидарности” Татьяна Алешина, заведующая отделом по вопросам общего образования ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, обучение в несколько смен — явление повсеместное:

— У нас почти во всех регионах есть школы, где учатся в две смены, кроме Санкт-Петербурга. А в трех регионах есть школы, которые учатся в три смены: это Бурятия и два северо-кавказских региона. Так что учителям и так нагрузки хватает. У нас есть даже учителя начальных классов, которые на две ставки работают! В первую смену с одним классом все уроки, а потом еще раз, так же, в тот же день — со вторым классом. В школах с углубленным изучением предметов обучение тоже просто невозможно поместить в пятидневку.

Министр образования Ольга Васильева по поводу инициативы ничего нового не добавила. По ее словам, “родители и законные представители учеников имеют право выбирать школы с пятидневной учебной неделей”. Также министр уточнила, что “углубленное изучение отдельных предметов в школе возможно только при шестидневной учебной неделе”.

ПО ТРИ СТАВКИ НА УЧИТЕЛЯ

Директор фонда “Национальные ресурсы образования”, эксперт Общероссийского народного фронта Татьяна Половкова согласна с тем, что школьники перегружены:

— 65% школьников в возрасте от 13 лет говорят, что им не хватает времени на выполнение домашнего задания, 59% — что им не хватает времени на любимое дело. Четверть родителей считает, что причина угнетенного состояния их детей — шестидневка.

Но решение она видит не в референдуме:

— Нужен новый образовательный стандарт. Но принимать его следует не кулуарно, не закрыто. Площадки для обсуждения должны быть. При этом надо понимать, что не хватает учителей. Нельзя выйти за рамки шестидневки, потому что один учитель ведет по два-три предмета. Если в прошлом году министр образования говорила, что не хватает 1% учителей, то уже в этом году не хватает 10 — 11% педагогов. Мы опрашивали три тысячи человек. Каждый четвертый учитель говорит, что работает в условиях нехватки специалистов. Многие совмещают ставки.

Читайте так же:
Уфссп по московской области официальный

В профсоюзе подтверждают, что совмещение ставок — существенная проблема:

— Есть нехватка учителей начальных классов, физики, математики и прочих. По разным регионам все по-разному. В некоторых регионах по отдельным предметам так называемый “коэффициент совмещения” равен трем. То есть три ставки у учителя. По отдельным предметам очень сильный дефицит кадров.

НАДО ПОДНИМАТЬ ЗАРПЛАТЫ

По мнению Половковой, в первую очередь надо решать проблему с кадрами. Например, довести базовый оклад до МРОТ, на что требуется 60 — 80 млрд рублей ежегодно.

Волынец считает, что это прекрасный повод пересмотреть заработные платы: “Надо пересмотреть зарплату учителей. У нас везде учителя — пенсионеры, но они работают потому, что на пенсию невозможно выжить. Например, нужно сделать так, чтобы учителя получали ту же зарплату, но на ставку, а не на полторы”.

— Сегодня учитель — профессия не престижная. На педагогические факультеты идут только ради получения высшего образования, потому что при поступлении баллов ЕГЭ не хватило. В школу работать идти студенты не планируют. И пока государство не повысит зарплату учителям, профессия не станет престижной! — сказала Половкова, оглянувшись на депутата Милонова.

— По моим ощущениям, 80 — 90% родителей за пятидневку, — отказался отбивать “социальную подачу” парламентарий. — Система образования у нас меняется каждый год, а результат только хуже и хуже. Нам говорят, что если будет пятидневка в школе, то дети будут до ночи в школе сидеть. А кто их просил до ночи наших детей грузить? Советская школа не подразумевала это рабство на галерах, и дети максимум семь уроков учились. Исключение было только в старших классах. Культурная жизнь, духовная — все выхолащивается, а в оставшийся день ребенок просто должен спать.

Депутат призвал к непримиримой борьбе: “Будет жесткое сопротивление. Это улучшение жизни многих россиян”. И даже назвал это “самой светлой движухой”. А так же обозначил, с кем именно он будет бороться.

— Мы ставим человека в лукавую зависимость от количества уроков, — заявил Милонов. — “Будет больше уроков — будет больше зарплата. Будет меньше уроков — не получишь деньги”. Мы должны отталкиваться от того, что шесть дней ребенку учиться вредно для его здоровья. Если мы пойдем дальше, то некоторые школы предложат семь дней учиться, потому что зарплаты будут больше. Программы, эксперименты разные можно будет над нашими детьми ставить в большем объеме. За шесть дней ребенок не восстанавливается, за семь он еще быстрее помрет. Повысьте учителям стоимость часа — они будут просить родителей оставить шестидневку, им не захочется лишиться пятой части зарплаты.

МНЕНИЕ ПРОФСОЮЗА: УЧИТЕЛЯМ НАГРУЗКИ ХВАТАЕТ

А вот в профсоюзе работников народного образования усомнились в том, что депутат исходит из реальной картины мира. Татьяна Алешина, заведующая отделом по вопросам общего образования ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, заявила:

— Поверьте, учителям нагрузки и так хватает при нарастающем количестве вакансий. В большей степени шестидневную учебную неделю устанавливают те образовательные организации, где реализуется углубленное изучение предметов, где обучение проводится в две, три смены. В сельской местности, там, где родители работают в субботу, они заинтересованы в том, чтобы у детей в субботу были занятия, чтобы дети находились под присмотром школы.

По закону об образовании школа вправе решать, по пяти- или шестидневной неделе ей работать, как реализовать учебный план, не нарушая норм СанПиНа, а у родителей есть право выбора образовательный организации, работающей по пятидневке или по шестидневке.

Однако родители могут реализовать это право только там, где есть и те, и другие школы.

С точки зрения учителя, — продолжает Алешина, — скорее всего, было бы предпочтительнее работать на пятидневке, потому что ему надо отдохнуть, побыть с семьей, с детьми, приготовиться к следующей рабочей неделе. Как родитель, допустим, я тоже предпочла бы пятидневку. А ученикам — чем меньше занятий, тем лучше.

На чьей стороне в данном случае профсоюз?

— Сложно сказать. Предложение депутата Виталия Милонова о переходе на пятидневную учебную неделю, учитывая возрастающую нагрузку на учителей, обучающихся и их родителей, небеспочвенно. Так, например, родители и обучающиеся — участники проведенного в Московской области референдума — в большинстве своем высказались за переход на пятидневку. Родительская общественность Татарстана выступает за пятидневку. В Иркутской области обсуждается этот вопрос. В Москве школы работают по пятидневке. В Башкортостане осуществляется поэтапный переход на пятидневку.

Для решения вопроса, в каком режиме работать школе, чтобы прийти к разумному компромиссу, необходимо его обсуждение со всеми участниками отношений в сфере образования.

В целом по итогам пресс-конференции возникают закономерные вопросы: вот мы видим депутата Госдумы, причем не первый срок. У него самого несколько детей. И он считает, что учителя сами себе придумывают уроки, чтобы зашибить побольше денег? “Полная свобода, сдельная оплата труда”. Из такой картины финансирования труда бюджетников депутат исходил все эти годы, когда голосовал по тем или иным вопросам?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector