Зачем собственники жилья переходят на прямые расчеты за услуги ЖКХ
Зачем собственники жилья переходят на прямые расчеты за услуги ЖКХ
Фото: Наталия Пылина
Жители многоквартирных домов нередко жалуются на управляющие компании и часто даже удивляются, когда их директора становятся фигурантами уголовных дел. В последнее время в нижегородских СМИ все чаще выходят сюжеты о том, как недобросовестные ДУКи подделывают подписи жильцов для повышения стоимости своих услуг или присваивают себе деньги, которые граждане заплатили за отопление или водоснабжение.
Для собственников квартир, недовольных качеством работы управляющих компаний, закон предусматривает возможность перехода на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями. Стоит ли отказываться от посредничества ДУКов и ТСЖ и о каких рисках подобных решений нижегородцам нужно знать заранее?
Зачем это нужно
Что говорят сторонники новшества, например заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис? По его словам, исключение посредников при расчетах потребителей и ресурсоснабжающих организаций – важнейшее решение, которое непосредственно скажется на повышении платежной дисциплины. «Порядка 40 % долгов в сфере ЖКХ сегодня составляет задолженность управляющих компаний перед поставщиками коммунальных ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят. Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие, с рынка уйдут УК, заинтересованные не в управлении недвижимостью, а в обороте денежных средств, – уверяет чиновник. – Когда ресурсоснабжающие организации начнут своевременно получать весь объем платежей, они смогут и больше средств направлять на модернизацию сетей, что скажется на росте качества предоставляемых ими услуг».
В целом ресурсоснабжающие организации также поддерживают данный законопроект. Прежде всего, потому, что, по мнению представителей РСО, это повлечет за собой тотальную чистку управляющих компаний. Недобросовестные УК уйдут с рынка, поскольку их деятельность станет малоприбыльной.
Кроме того, как говорят сами инициаторы законопроекта, переход на прямые договоры с РСО станет благом и для самих управляющих компаний. По словам Галины Хованской, в Москве и Санкт-Петербурге, например, по прямым договорам платят за электричество, остальные услуги включены в общий платежный документ, и ответственность за их сбор несут управляющие компании или ТСЖ. Однако, как показывает опыт, стопроцентно собрать деньги им не под силу, и даже собираемость в 94‑96 %, которая сегодня считается хорошей, оборачивается для добросовестных управляющих компаний угрозой банкротства. «У управляющих компаний всего два выхода: они либо не предоставляют услуги, не производят какие‑то работы, которые обязаны делать по договору, либо страдает качество этих услуг, либо, если УК делает все по совести, она просто банкротится – ведь с ресурсоснабжающими организациями необходимо рассчитаться полностью. Кто страдает в итоге? Добросовестные плательщики в этом же доме, потому что на них приходится расписывать все долги», – отметила депутат.
Имеет ли собственник право заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией?
По плану потребителям можно будет заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями в 2017 году. Оформлять подобные соглашения будет разрешено в ряде случаев:
- если услугами пользуется владелец частного жилого помещения;
- если общее собрание жильцов выберет вариант непосредственного управления. Обычно эта форма удобна для небольших домов, количество квартир в которых менее 16;
- если пользователи – собственники нежилых помещений в МКД;
- если у ТСЖ или УК будут задолженности перед РСО, сумма которых превысит стоимость услуг за три расчетных периода;
- в промежуток времени, когда договор между исполнителем КУ и потребителями прекратит действовать до момента вступления в силу нового соглашения.
В ряде этих ситуаций у собственников жилых объектов есть возможность заключать прямые договоры и проводить непосредственный расчет с ресурсоснабжающими организациями.
Вместе с тем в данном вопросе есть как плюсы, так и минусы. Вот основные преимущества такой схемы.
- Отсутствуют расходы на содержание УК.
- Коллективной ответственности нет. На собственнике, своевременно оплачивающем КУ, задолженности недобросовестных соседей не сказываются.
- Возможность привлечения подрядных организаций по обслуживанию жилья на краткосрочный период. За счет этого реально достичь значительной экономии, так как все компании конкурируют друг с другом, а потому стремятся предложить наиболее выгодные условия.
В числе недостатков заключения прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и пользователями можно отметить следующие:
- Снижается эффективность управляемости МКД. Чтобы решать важные вопросы, потребуется проведение общих собраний, которые могут не привести к согласию между всеми участниками.
- Невозможность выполнения капремонта в доме с привлечением финансов, предоставляемых Фондом содействия реформированию ЖКХ.
Договор управления многоквартирным домом
Сперва проходит общее собрание собственников, на котором большинство принимает решение нанять управляющую компанию. После чего подписывается договор управления многоквартирным домом (МКД).
Он нужен для избежания споров и регулирования правовых отношений сторон. Договор регламентируется 162 статьей Жилищного кодекса. Содержит права, обязанности, ответственность УК и жильцов. Срок действия договора может составлять от 1 до 5 лет. Договор автоматически пролонгируется, если УК или жильцы не захотят его расторгнуть. Изменения в договор можно вносить при помощи его переподписания.
Договор подписывается с каждым собственником дома в двух экземплярах (съемщики, родственники, наниматели жилья не имеют права заключать договор управления). Один договор остается в УК, второй – у собственника. Если у собственника на руках соглашения нет, обратитесь в обслуживающую организацию. По запросу предоставят копию документа.
Для подписания договора нужны документы:
справка о зарегистрированных в квартире из Бюро технической инвентаризации (БТИ);
технические документы на помещение.
копии всего перечисленного.
от управляющей компании:
лицензия на право вести деятельность по управлению и содержанию домов;
регистрация юридического лица в налоговых органах.
Договор должен содержать:
что входит в общедомовое имущество;
подробный перечень работ, обязательный для исполнения УК (либо в приложении к договору) и порядок его изменения;
размер и порядок расчетов с управляющей компанией;
как будут организованы платежи поставщикам коммунальных ресурсов, тарифы на услуги;
условия сбора денег на ремонт общего имущества;
как жильцы смогут контролировать деятельность УК.
Приложением к договору нужно приложить технический паспорт и акт состояния дома (ст. 36 главы 6 ЖК). Важно подробно прописывать права и обязанности обеих сторон.
Необходим протокол общего собрания собственников – на его основании договор управления будет иметь юридическую силу. Если за управляющую компанию на собрании проголосовало более 50% собственников, остальные собственники (которые не проголосовали или были против) тоже должны соблюдать условия договора управления.
Если некоторые собственники не согласны с выбором УК или с пунктами договора и отказываются заключать соглашение, можно провести общее собрание. На нем коллективно выбрать представителя, который сможет от общего имени заключить соглашение. В этом случае договор заключается между управляющей организацией и уполномоченным лицом, который будет представлять интересы всех собственников. Согласие на это должны дать более 50% собственников. Один договор на управление МКД будет у представителя, второй экземпляр – в управляющей организации.
Даже если у кого-то из собственников договор управления не заключен, это не дает ему права не оплачивать коммунальные услуги. Отсутствие индивидуального договора при наличии подписанного документа с представителем не дает возможности отказаться от оплаты работы УК. Жители пользуются коммунальными услугами, проживают в здании: если они не будут это оплачивать, начисляется пеня.
Собственник нежилого помещения тоже должен оплачивать содержание общего имущества и заключать соглашение с УК.
Подписать договор управления с УК можно двумя способами:
Индивидуальные договоры с каждым собственником.
Договор с представителем дома, который представляет интересы всех собственников.
УК уведомляет ГИС ЖКХ о своем договоре управления. Через 30 дней после подписания договора управляющая компания должна начать исполнять свои обязанности.
ОДН и прямые договора с РСО
Новые изменения в Жилищный кодекс РФ привели к тому, что появилась статья 157.2, указывающая на возможность прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями. только в отношении коммунальных услуг.
Понятия: коммунальная услуга и коммунальный ресурс
Для начала вспомним, что коммунальные ресурсы не являются коммунальными услугами (за исключением случаев, когда в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован)
Коммунальная услуга – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании… В п.36 Правил № 354 указано, что коммунальные услуги включают в себя услуги: электроснабжения; холодного и горячего водоснабжения; водоотведения (канализации); газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах); теплоснабжения (отопления), в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления… К коммунальной услуге относится также и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
ОДН и коммунальные услуги
Могут ли общедомовые нужды быть коммунальной услугой? Да, но только в исключительных случаях. Об этом указано в Письме Минстроя России от 30.12.2016 №45099-АЧ/04: «Если в многоквартирном доме выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, то оплата холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется потребителями в таком многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги, которая в указанном случае включает плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме».
В указанных случаях для содержания общего имущества оказываются коммунальные услуги. Во всех остальных случаях (то есть в абсолютном большинстве случаев) для содержания ОДН используются именно коммунальные ресурсы.
Не лишним будет вспомнить тут, что законодательно запрещены ОДН на отопление, газоснабжение и водоотведение.
В 2017 году коммунальные услуги на ОДН были переведены в разряд жилищных услуг. Это правило действует в случае, если в доме выбрана управляющая организация.
Основания перехода на прямые договора с РСО
1) по решению общего собрания собственников помещений в доме. (указано в статье 157.2 ЖК РФ)
2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):
- договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
- отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
- размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.
3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.
4) между РСО и собственниками ранее уже возникли прямые договора, в связи с тем, что УО уклонялась от заключения договора ресурсоснабжения с РСО (прямо не указано в Жилищном кодексе РФ)
Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проголосовало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.
Вывод об ОДН и прямые договора
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !
Данный вывод подтверждает письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04 . В письме пояснено, что плата за ОДН при переходе на прямые договора с РСО выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в МКД в составе платы за содержание жилого помещения. При этом, по мнению Минстроя РФ, предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги (показания индивидуальных ПУ и коллективных (общедомовых) ПУ, должны лица, осуществляющие управление МКД.
Прямых договоров не было
Заявление заместителя начальника Госжилинспекции Челябинской области Эллы Никитиной привело в замешательство: «Прямых договоров меду собственниками и ресурсоснабжающими организациями ни в Челябинске, ни в Челябинской области до этого момента не было».
Были прямые расчёты. Схема на основе механизма публичного договора. Поставщик любой коммунальной услуги, как коммерческая организация, продаёт собственникам свой товар – допустим, электроэнергию, — выставляя за это счёт – квитанцию. Потребитель, оплачивая её, по сути, соглашается с условиями и подписывает договор. А теперь на федеральном уровне принят закон, позволяющий юридически более прочно узаконить эти отношения.
«При заключении прямого договора на оказание услуг с РСО для собственника ничего не измениться, — продолжает Элла Никитина. – Они будут также оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсникам, по такому же тарифу.
Закон принят для того, чтобы управляющие компании не имели доступа к деньгам собственников, если последние всё-таки оплачивают коммунальные услуги через свой ЖЭК. Нередко в Челябинской области, да и в целом по стране были случаи, когда УК или ТСЖ собирали плату с собственников за коммунальные услуги, а после исчезали или банкротились.
Также нам известны случаи, когда некоторые ТСЖ начисляли плату неправильно».
Новые обязанности ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК при прямых договорах собственников с РСО
С 13 июля 2019 года расширен круг обязанностей обслуживающих МКД компаний при заключении собственниками прямых договоров с РСО. Что именно должны делать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК, а также при каких условиях ресурсоснабжающие компании могут делегировать им свои права и обязанности?
Какие новые обязанности появились у ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК при прямых договорах собственников с РСО?
Требования к ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК при переходе собственников помещений в МКД на прямые договоры с РСО закреплены в Постановлении Правительства РФ №897.
Так, кроме передачи информации о собственниках, которая потребуется РСО для выставления счетов, обслуживающие МКД компании обязаны:
- заключать договоры на приобретение коммунального ресурса на содержание общего имущества;
- заниматься техобслуживанием внутридомовых инженерных систем;
- принимать жалобы потребителей на качество коммунальных ресурсов, организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам. После чего следует составлять акты проверок и фиксировать вред, причинённый имуществу и/или здоровья жителей дома ненадлежащим качеством коммунального ресурса;
- контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;
- установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета в течение 3 месяцев с момента, когда собственники на общем собрании решили включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.
- предоставлять представителям РСО доступ к общему имуществу МКД для приостановления или ограничения коммунального ресурса.
В каком случае РСО может передать свои права и обязанности ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК?
Еще одним нововведением является то, что РСО или региональный оператор могут передать обслуживающим МКД организациям часть своих прав и обязанностей. Перечень прав указан в п. 32 и п. 148 (23) Постановления Правительства №354. Так, РСО может делегировать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК право требования оплаты и пеней за коммунальный ресурс с собственников, проверки достоверности передаваемых показаний с приборов учета, установления пломб на счетчики и др.
К обязанностям, которые РСО вправе передать обслуживающим МКД компаниям, относятся:
- снятие показаний ИПУ, установленных вне жилых помещений, с проведением проверки их состояния не реже 1 раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ № 354);
- проведение проверки ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ № 354).
Обращаем Ваше внимание, что для передачи прав и обязанностей РСО и региональный оператор должны заключить соответствующий договор с ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК. Таким образом, делегирование возможно только с согласия обеих сторон.
Обязана ли РСО передавать показания в ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК и наоборот?
В соответствии с новыми нормами обслуживающей МКД компании следует передавать в РСО показания с ОПУ и ИПУ.
Также действует и обратная обязанность: ресурсоснабжающая компания должна сообщать ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК показания счетчиков собственников. Таким образом, с помощью показаний можно проверить правильность начислений.
Если у Вас есть вопросы по работе с РСО, с которой собственники заключили прямые договоры, обращайтесь за консультациями к юристам компании «Корпорация».
Связаться с нами Вы можете по телефону: 8 (831) 416-40-50 , WhatsApp, Viber, а также оставить заявку на бесплатную консультацию