Штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора
Штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора
Такое наказание, как штраф за проезд на красный свет светофора – явление весьма распространённое. Кто-то очень торопится и уверен, что успеет проскочить, а кто-то отвлекается разговорами или раздумывает над чем-то очень важным, не успевая сосредоточиться на дорожной обстановке. Некоторые водители поддаются «стадному чувству» и следуют на перекрёстке за нарушителем.
Тем временем, наказание за проезд на красный свет светофора от сравнительно небольшой суммы в 1000 рублей после однократного нарушения, ужесточилось до временного лишения водительских прав после нарушения повторного.
На сегодняшний день размер штрафа за проезд на красный свет составляет 1000 рублей (ст. 12.12 часть 1 КоАП РФ) за первое нарушение, и 5000 рублей либо лишение прав на 4-6 месяцев – за повторное (ст. 12.12 часть 3 КоАП). Более подробно читайте ниже.
Какова же в текущем году ответственность за проезд на запрещающий сигнал светофора? Только ли красный свет является этим запрещающим сигналом? Как фиксируется проезд на красный свет и как можно обжаловать неправомерное с точки зрения водителя решение о наказании за проезд на такой сигнал? Ответы на эти вопросы могут быть интересны широкому кругу автовладельцев.
Проехал на красный: как накажут
По статистике судебного департамента при Верховном суде проезд на запрещающий сигнал светофора является одним из самых распространенных и обжалуемых нарушений наравне с ездой пьяным, выездом на встречку и оставлением места ДТП. Зачастую водители торопятся и заканчивают маневр на красный, подвергая себя и других участников движения опасности. Из-за чего часто происходят аварии, порой и со смертельным исходом.
Когда водитель может проехать на красный свет
Иногда движение на дороге контролирует регулировщик. Его указания приоритетны для водителя, несмотря на сигналы светофора (п. 6.15 ПДД), поэтому водитель вправе пересечь перекресток на красный, следуя требованиям инспектора.
Машины с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуком сигналом имеют преимущество на дороге (п. 3.1 ПДД), поэтому автомобилисты должны уступать дорогу такому спецтранспорту, иначе получат штраф от 3000 руб. до 5000 руб. или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года по ч. 2 ст. 12.17 КоАП. Теоретически автомобилист может пропустить спецтранспорт и проехать на красный, тогда инспектор не выпишет ему штраф, но камера зафиксирует этот маневр как нарушение, и водитель не сможет избежать наказание в таком случае.
Если автомобилист начал движение по перекрестку на зеленый, но не окончил маневр из-за затора или ДТП, то он обязан ехать дальше даже на запрещенный сигнал светофора (п. 13.7 ПДД). Другие водители должны его пропустить (п. 13.8 ПДД). Можно проехать на красный сигнал светофора, если поворачиваешь по зеленой стрелке в дополнительной секции, но при этом надо уступить дорогу машинам встречного и попутного потоков.
Когда на перекрестке загорелся желтый сигнал светофора, или регулировщик поднял вверх руку, а водитель не может остановиться без экстренного торможения, то он вправе продолжить движение (п. 6.14 ПДД).
Несмотря на то, что в некоторых случаях ПДД разрешает проезд на красный, автомобилистам следует быть очень внимательными. Им нужно убедиться, что их маневры безопасны.
Можно ли избежать наказания
Из анализа судебной практики видно, что невиновность при проезде на красный сигнал светофора очень трудно доказать. Как правило, суды освобождают от ответственности водителей, если будет доказано, что те не смогли закончить маневр при запрещающем сигнале без экстренного торможения.
Так, инспектор ГИБДД выписал Александру Голикову* штраф 1000 руб. по ч. 1 ст. 12.12 КоАП за то, что он выехал на перекресток на красный. То нарушение привело к ДТП. Голиков с таким решением не согласился и обратился с жалобой в Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан. Он утверждал, что выехал на моргающий зеленый сигнал светофора, а другой участник ДТП должен был его пропустить, так как он заканчивал маневр согласно п. 6.14 ПДД. Судья Камиль Багаутдинов изучил схему ДТП, а также просмотрел запись видеорегистратора, из которых было понятно, что Голиков говорит правду. По этим основаниям производство по делу прекратили, а водителя освободили от уплаты штрафа (дело №12-299/2019). Эту позицию поддержал и Верховный суд (дело №11-АД19-37).
Иногда автомобилистам не удается доказать невиновность при проезде на красный, например, если за рулем при нарушении сидел другой человек. Так, Денису Латышеву* пришло письмо со штрафом за пересечение перекрестка на красный. Он не согласился с ним, утверждая, что за рулем тогда сидел его двоюродный брат: это якобы подтверждается копией страхового свидетельства, в которую был вписан родственник. В суде установили, что такой документ не доказывает, что на машине ехал не собственник авто. Позицию коллег поддержал судья ВС Сергей Никифоров: камеру, зафиксировавшую проезд на красный, проверили надлежащим образом, а судьи верно оценили — страховка не является безусловным доказательством того, что авто управлял кто-то другой (дело №31-АД19-12).
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит о том, что главная проблема подобного рода нарушений – их фиксация. Если это делает камера, то, как правило, спорные ситуации не возникают. Устройство ведет съемку с нескольких точек, и движение авто на запрещающий сигнал светофора видно с нескольких ракурсов. Больше споров вызывают случаи, когда инспектор ГИБДД фиксирует нарушение визуально и составляет протокол. Тогда полицейский зачастую не может точно видеть, на сигнал какого цвета проехал водитель. В таких ситуациях приходится обращаться к помощи камер видеонаблюдения или видеорегистраторов, истребовать схему расположения светофоров и изучать режим их работы. И лишь после анализа этих данных можно доказать, что инспектор со своего места не мог определить, было ли нарушение.
Рубрика «Вопрос-ответ»
Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин поясняет, что водителю необходимо обжаловать постановление инспектора в суде: "Надо указать, что при первом нарушении автомобилем управляло другое лицо, владеющее им на законных основаниях". В качестве доказательств необходимо предоставить страховой полис, куда был вписан виновник, трудовой договор или приказ о приеме его на работу в качестве водителя, добавляет эксперт. По его словам, не лишними будут показания свидетелей или автомобилиста, который проехал в тот день на красный.
Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин говорит о том, что автомобилист обязан остановиться перед негорящей секцией светофора по п. 6.13 ПДД "Сигналы светофора и регулировщика". Иначе водитель проезжает на красный, поэтому инспектор правильно выписал штраф по ст. 12.12 КоАП "Проезд на запрещающий сигнал светофора".
Юрист Европейской Юридической Службы Дмитрий Безделин отвечает, что водитель может обжаловать постановление в течение 10 дней с момента получения акта. К жалобе нужно приложить запись видеорегистратора или фото, показания свидетеля, который ехал вместе с ним, чтобы подтвердить проезд на зеленый. "Также требуется указать, что из снимка в постановлении непонятно, горел ли запрещающий сигнал светофора. Тогда это доказательство будет недопустимым, поэтому штраф подлежит отмене" — добавляет эксперт.
Какой штраф предусмотрен за повторный проезд на красный?
Штрафы ГИБДД значительно возрастают при неоднократном нарушении подобных норм закона. Повторное правонарушение (ч.3 ст. 12.12 КоАП), влечет за собой санкцию в виде штрафа в 5000 рублей или лишение прав от 4-х до 6-ти месяцев. Правонарушение является повторным, если ранее было совершено такое же противоправное действие и с того момента ещё не прошло двенадцать месяцев.
Правонарушение считается совершенным вновь (повторно) при проезде на любой запрещающий сигнал светофора (в том числе и на отсутствующий разрешающий сигнал). Так, если в первый раз автомобилист проехал на красный, а затем в течение года совершил поворот на перекрестке при “потухшей” зеленой стрелке – его правонарушения считаются аналогичными.
Фиксируют ли камеры
Назначается не только инспектором ГИБДД, но и камерой фото- и видеофиксации. Такие технические средства определяют следующие виды запрещающего проезда:
- На желтый немигающий свет.
- На горящий желтый и красный цвета.
- На любой цвет при потухшей зеленой стрелке (касается светофоров с дополнительными отсеками).
Фиксация камерой почти не отличается от протокола, составленного инспектором. Но есть одно преимущество в том, что при повторном проезде на запрещающий свет на камеру вам выпишут только штраф 5 тыс. руб., а не лишение водительских прав.
Стоп-линия
Если вы выезжаете за стоп-линию, то можете получить штраф в размере 800 рублей. Помните, что данное правило действует только тогда, когда горит красный сигнал светофора. При зеленом сигнале вы можете свободно проезжать.
Если вы выехали за стоп-линию и сразу вернулись назад, то штраф будет составлять 500 рублей. Только этот маневр является очень небезопасным. Вы можете врезаться в машину, находящуюся позади.
Также помните, что нельзя выезжать на перекресток, на котором образовался затор. Если так сделать, то можно получить штраф на 1000 рублей.
Возможно ли смягчить наказание или оспорить штраф
Большинство водителей предпочли бы не платить штраф и тем более не лишаться прав. Можно попробовать избежать наказания несколькими путями:
- Обжаловать действия сотрудника ГИБДД, подав заявление его начальнику. Для этого с самого начала нужно контролировать процесс составления протокола. Важны все нюансы: точность данных водителя, описания всей ситуации. Необходимо вносить свои дополнения в отображение происшедшего. Стоит настоять на том, чтобы слово «нарушитель» в протоколе заменили на «водитель».
В пустых графах документа имеет смысл поставить прочерки, чтобы недобросовестный сотрудник ГИБДД не имел возможности отредактировать его по своему усмотрению. И не нужно подписывать протокол, если он не отражает ситуации так, как ее видит обвиняемый в нарушении.
Если выполнить все это, в придачу иметь данные видеорегистратора, свидетельствующие о правоте водителя, можно смело составлять жалобу вышестоящему должностному лицу. Ее отправляют письмом с уведомлением, через интернет на сайте ГИБДД или отдают во время личного приема.
- Постараться доказать свою правоту в суде. Все аргументы, которые можно привести в жалобе, адресованной ГИБДД, в силах убедить в невиновности того, кто по закону принимает решение о наказании.
В суде свою роль играет и отношение водителя к совершенному проступку.
Если нельзя доказать отсутствие правонарушения, раскаяние в содеянном часто помогает добиться замены лишения прав на выплату штрафа. Это возможно, когда закон предусматривает выбор одной из мер.
- Обжаловать решение суда. На это у обвиняемого в проезде на красный после первого заседания остается 10 дней. Жалобу подают в суд высшей инстанции. В ней указывают основные сведения из постановления, статью, размер требуемой выплаты, причины несогласия с решением, просьбу отменить его. Обязательно следует прикрепить имеющиеся доказательства невиновности водителя.
Жалобу рассмотрят в течение месяца. Все это время у водителя сохраняются временные права на автомобиль.
Рекомендуем прочитать о лишении прав за превышение скорости. Вы узнаете о допустимой скорости в городе и за ее чертой, приборах, определяющих скорость движущегося ТС, методах наказания за превышение скорости.
А здесь подробнее о том, как проходит экзамен после лишения прав.
Проезд на красный – одно из нарушений, при котором есть хороший шанс избежать наказания. Но лучше, если водителю в этом поможет адвокат. Специалист сумеет увидеть нюансы, которые станут абсолютными аргументами для суда.
Проверка Штрафов ГИБДД
Важно! Подпишитесь на уведомления о новых автоштрафах, чтобы не пропустить льготный период их оплаты. Напоминаем, что в течение 20 дней оплатить взыскание можно со скидкой 50% (действует не для всех видов нарушений).
Как можно оплатить автоштраф онлайн?
С помощью нашего сервиса вы сразу же можете оплатить штраф с помощью любой банковской карты. Данные об оплате передаются в базу данных ГИБДД с использованием шлюзов Федерального Казначейства. Передаваемые данные надежно зашифрованы по протоколу TLS.
Комиссия за операцию рассчитывается автоматически после ввода реквизитов карты. Документы об оплате отправляются на Вашу электронную почту после совершения платежа.
В чем преимущества сервиса?
- Поиск по официальным базам данных;
- Быстрая проверка и оплата любых автомобильных штрафов;
- Уведомления о новых постановлениях (по e-mail, sms или через push-уведомления);
- Просмотр всей необходимой информации о штрафе, включая фотографию с камеры фотофиксации;
- Оплата сразу нескольких автоштрафов;
- Безопасная обработка реквизитов карты;
- Данные о совершенном платеже передаются в государственную систему (ГИС ГМП);
- Хранение и быстрый доступ ко всей истории операций;
- Чеки об оплате всегда под рукой – на почте или в мобильном приложении;
- Служба поддержки ответит на все вопросы по проверке и поиску штрафов;
- ГАРАНТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОПЛАТЫ.
Если у вас возникли вопросы по проверке или оплате штрафов через наш сервис, обратитесь к нам по электронной почте: support@оплатагибдд.рф.
Мгновенная передача сведений об оплате
Сведения об оплате мгновенно передаются в базу данных ГИБДД с использованием шлюзов Федерального Казначейства
Документы под рукой
Документы об оплате отправляются на Ваш адрес электронной почты сразу же после оплаты
Безопасные платежи
Все передаваемые данные шифруются по протоколу TLS. Безопасность платежной формы подтверждена международным сертификатом PCI DSS.
В случае возникновения вопросов обращайтесь в службу поддержки клиентов по адресу:
support@оплатагибдд.рф
При обращении по вопросам прохождения оплаты и погашения задолженности по укажите, пожалуйста, номер транзакции, который был отправлен в письме о подтверждении успешной оплаты, либо УИН оплаченного штрафа.
Организатор:
ИНН 1655369552
ОГРН 1161690139555
г. Казань, ул. Пушкина, д. 19 офис 410Б
Copyright © 2018-2021 ООО "АИР Код"
Политика обработки персональных данных