Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ВДГО в квитанции за газ

Что такое ВДГО в квитанции за газ?

ВДГО в квитанции за газ: что это такое, расшифровка аббревиатуры

Получая ежемесячные квитанции на оплату ЖКХ, все ответственные владельцы недвижимости знают, что нужно идти их оплачивать, но не всем ясно, за что именно производится оплата. Некоторые аббревиатуры вызывают много вопросов. Так оплата за использование газа проводится по двум платежам: ВБГО и ВКГО. Давайте разбираться, за что мы платим, и куда идут деньги.

ВДГО в квитанции – это оплата за содержание, обслуживание, ремонт внутридомового газового оборудования. А вот ВКГО – оборудование, трубы газоснабжения, которые расположены в квартире или доме. Эта строка расходов появилась в платежках с 2003 года, когда обслуживание оборудования, которое относится к взрывоопасным агрегатам, было переложено с Ростехнадзора на потребителей газа, то есть на домовладельцев.

Пришли обслуживать – обслуживайте!

Вот что сообщила нам наша читательница Людмила Ивановна. Когда на пороге её квартиры появились слесари с газовой службы, она даже немного обрадовалась. Человек, наша читательница, занятой, ходить по конторам не с руки. Поэтому вспомнила, что периодически попахивает из‑под газовой трубы, да и конфорки неплохо было бы осмотреть, да газовый водяной обогреватель. Не тут‑то было. Ей педантично заполнили объёмный документ и протянули на подпись, предложив готовить больше 2 тыс. рублей к оплате.

«Нет, милые газовики, — возразила Людмила Ивановна. – Пока ничего не осмотрите, платить не стану. Пришли обслуживать – обслуживайте, а потом получайте положенное!»

Что оставалось делать «людям в форме»? Пришлось закатывать чистые рукава и приниматься за оборудование, чего им, как утверждает наша читательница, было видно, не очень хотелось.

Для чего нужен договор

Заключение договора на техническое обслуживание газового оборудования является двусторонним актом, в зависимости от типа обслуживаемого оборудования подписывается между исполнителем работ с одной стороны, управляющей компанией или владельцем жилья — с другой. За газовые приборы, установленные внутри квартиры, отвечает ее собственник, тогда как за общедомовое оборудование — управляющая компания, в ведении которой находится многоквартирный дом.

Владелец жилья, заключивший договор на ТО с обслуживающей газовой компанией, которая осуществляет проверку оборудования, самостоятельно оплачивает ее услуги. Отказываясь подписывать соглашение на техническое обслуживание и не допуская специалистов в квартиру для проверки, жильцы подвергают опасности себя и соседей. Состояние находящегося в квартире оборудования не известно, и нельзя сказать точно есть ли утечка и какова вероятность возникновения взрыва бытового газа.

В договор на обслуживание ГО в квартире входит следующий перечень услуг:

  • личная информация о собственнике жилья;
  • адрес;
  • наименования оборудования, которое установлено на жилой площади;
  • список выполняемых работ и услуг на основании заключаемого договора;
  • как часто должны осуществляться проверки;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость услуг за обслуживание газового оборудования;
  • порядок оплаты.

Обслуживание осуществляется платно в соответствии с прейскурантом компании, с которой подписан документ. Следует отметить, что общая стоимость выполняемых работ по соглашению будет зависеть от того, сколько единиц газового оборудования в квартире.

КС не стал рассматривать жалобу газораспределительной организации на обязанность оказывать услуги безвозмездно

Конституционный Суд в Определении от 11 февраля № 184-О указал, что обязанность газораспределительной организации как коммерческой организации осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению, в том числе заключать соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, обусловлена целями защиты прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по газоснабжению и не может противоречить Конституции.

Повод для обращения в КС

К АО «ГАЗЭКС» – газораспределительной организации (ГРО), имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, обратилась специализированная организация – ООО «Газовая служба» с предложением заключить соглашение об осуществлении «ГАЗЭКС» аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в ряде многоквартирных домов, в которых «Газовая служба» по договорам с управляющими организациями осуществляет техническое обслуживание и ремонт оборудования.

У сторон возникли разногласия. «Газовая служба», сославшись на абз. 6 п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства от 14 мая 2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», потребовала заключить соглашение на условиях, не предусматривающих оплаты аварийно-диспетчерского обеспечения. В соответствии с указанным пунктом ГРО не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового или внутриквартирного газового оборудования с заказчиком, в заключении соглашения.

Так как урегулировать разногласия не удалось, «Газовая служба» обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием понудить ГРО к заключению соглашения на предложенных ею условиях, не предусматривающих оплаты.

Суд удовлетворил требование, отказав в удовлетворении встречного иска газораспределительной организации о заключении соглашения на ее условиях. Однако апелляционный суд изменил решение, обязав АО «ГАЗЭКС» заключить с ООО «Газовая служба» соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения газового оборудования с условием о том, что плата за аварийно-диспетчерское обеспечение одной квартиры в многоквартирном доме/одного жилого дома составляет 42 руб. в год. При этом суд указал, что понуждение к заключению безвозмездного договора повлечет неосновательное обогащение специализированной организации.

Тем не менее кассация оставила в силе решение первой инстанции, указав, что соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования направлено на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, а также не предполагает оказания со стороны АО «ГАЗЭКС» услуг ООО «Газовая служба» и не влечет неосновательного обогащения последнего. Законодательством взимание платы за осуществление такой деятельности не предусмотрено.

Читайте так же:
Грейс платеж что такое

Отказывая в передаче кассационной жалобы на рассмотрение коллегии Верховного Суда, судья ВС отметил, что доводы АО «ГАЗЭКС» по существу свидетельствуют о его несогласии с тем, что расходы на осуществление аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового или внутриквартирного газового оборудования не входят в состав затрат, включаемых в подлежащую государственному регулированию плату за жилое помещение. При этом судья подчеркнул, что проверка их на соответствие закону не являлась предметом рассматриваемого спора.

Позиция Конституционного Суда

В жалобе в КС АО «ГАЗЭКС» указало, что абз. 1, 3, 4, 6 п. 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они возлагают исключительно на ГРО обязанность осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, принадлежащего иным лицам, и предполагают, что эта обязанность исполняется безвозмездно.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд заметил, что обязанность ГРО как коммерческой организации осуществлять деятельность по аварийно-диспетчерскому обеспечению, в том числе заключать соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, обусловлена публичными интересами, целями защиты прав и законных интересов потребителей коммунальной услуги по газоснабжению, а также необходимостью гарантировать их безопасность. Такое регулирование учитывает ограниченные экономические и организационные возможности названных потребителей и осуществляющей работы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования специализированной организации, не являющейся газораспределительной, по сравнению с экономическими и организационными ресурсами для создания и содержания аварийно-диспетчерской службы газораспределительной организации как профессионального участника рынка газоснабжения, получающего по договору с поставщиком газа плату за услугу по транспортировке газа.

Таким образом, заключил КС, оспариваемые нормы с учетом особенностей регулируемых отношений направлены на обеспечение безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и тем самым – на защиту жизни и здоровья граждан, других конституционно-охраняемых ценностей и не могут рассматриваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте права газораспределительных организаций. При этом не исключается совершенствование нормативного регулирования данных правоотношений в пределах дискреции законодателя и соответствующих полномочий правительства.

Эксперты оценили выводы Суда

В комментарии «АГ» руководитель коммерческой практики АБ «Плешаков, Ушкалов и партнеры» Жанна Колесникова посчитала, что КС руководствовался, в первую очередь, интересами населения. «В силу закона только газораспределительные организации вправе оказывать услугу по аварийно-диспетчерскому обеспечению внутридомового газового оборудования многоквартирных домов. Поскольку в настоящее время правительством для ГРО не установлен тариф на соответствующую услугу, они могут использовать свое доминирующее положение для навязывания невыгодной цены, что в конечном счете может привести к увеличению коммунальных платежей для граждан», – отметила она.

В то же время Жанна Колесникова отметила, что перекладывание расходов на содержание аварийно-диспетчерской службы исключительно на газораспределительные организации не совсем справедливо с точки зрения баланса интересов участников гражданских отношений. «Однако, по всей видимости, суды в данной ситуации пытаются выбрать наименьшее из зол», – подчеркнула эксперт.

Ведущий юрист INTELLECT Дарья Скудная заметила, что в Определении от 11 ноября 2020 г. № АКПИ20-606 Верховный Суд уже указывал АО «ГАЗЭКС», что Правила соответствуют действующему законодательству и подлежат обязательному исполнению.

Юрист обратила внимание, что вопрос о конституционности п. 7 Правил поднимали не только газораспределительные организации, но и специализированные организации. Например, 19 декабря 2018 г. Верховный Суд вынес Решение № АКПИ18-1084 по административному иску специализированной организации о признании недействительными частично и полностью ряда абзацев п. 7 Правил. В данном деле специализированная организация указывала на нарушение конституционных прав, поскольку оспариваемые нормы наделяют исключительным правом осуществлять аварийно-диспетчерское обеспечение только газораспределительную организацию. Суд, указала Дарья Скудная, не усмотрел нарушений конституционных прав административного истца и отказал в административном иске.

«Имеется обширная судебная практика по спорам между специализированной организацией и газораспределительной организацией об обязании заключить соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования и определении его условий. При их рассмотрении суды также придерживаются позиции об обязанности ГРО заключить со специализированной организацией соглашение об аварийно-диспетчерском обеспечении газового оборудования без взимания платы», – рассказала юрист.

Дарья Скудная отметила, что актуальным остается вопрос о компенсации расходов ГРО на аварийно-диспетчерское обеспечение. Несмотря на то что в подп. «б» п. 3 Правил указано, что плата за аварийно-диспетчерское обеспечение должна быть включена в тариф на услугу газораспределительных организаций по транспортировке газа, в большинстве случаев по факту она не заложена в тариф ГРО. При этом услуга аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового или внутриквартирного газового оборудования не включена и в плату за обслуживание МКД.

«Таким образом, поскольку на данный момент в судебной практике уже сформирован подход в отношении обязанности ГРО по аварийно-диспетчерскому обеспечению газового оборудования, изменение ситуации возможно путем установления тарифа для ГРО с учетом указанных услуг либо внесение изменений в ряд законодательных актов в данной области», – резюмировала она.

Обжалование предписания газовой службы

После проверки оборудования газовая служба может выдать предписание лицу, с которым абонент может не согласиться, посчитав его незаконным. Просто не исполнять в таком случае предписание является неправильным, поскольку, если есть предписание, то его надо исполнять, а если оно незаконно, тогда – обжаловать. Предписание, как правило, газовиками указывается в акте по результатам проверки.

Читайте так же:
Проверить долг за квартиру по лицевому счету

При несогласии с предписанием следует его обжаловать гражданину по правилам КАС РФ в районный суд, а юрлицу в арбитражный суд.

Иск (заявление) должен быть оформлен по правилам КАС РФ или по правилам АПК РФ, с учетом того кто и в какой суд обращается.

ПОЛЕЗНО: наш адвокат поможет Вам составить исковое в суд, смотрите видео с дополнительными советами

Порядок оформления: пошаговая инструкция

В том же постановлении определяется 2 вида обслуживания оборудования:

  1. Аварийно-диспетчерское осуществляется газовой службой, которую и вызывают по 04 или 112 в случае опасных (или потенциально опасных) ситуаций без согласования и при первой же необходимости.
  2. Техническое и ремонтное – это плановое обслуживание по текущему ремонту, а также проверки всех элементов оборудования на соответствие требованиям безопасности.

Порядок действий следующий:

  1. Собственник (или лицо, на имя которого оформлен договор социального найма) обращается в свою Управляющую компанию или ТСЖ (лично или на сайт), чтобы узнать, с какой именно организацией был заключен договор. Решение о выборе конкретной организации принимают собственники на общедомовом собрании.
  2. Узнав адрес, необходимо также уточнить часы приемы и информацию о возможных льготах. Владелец отправляется в офис организации и берет с собой такие документы:
  • свой паспорт;
  • свидетельство о собственности на квартиру;
  • документ на газовое оборудование (например, паспорт на плиту): если подобных документов нет, нужно просто сфотографировать все установки – плиту, водонагреватель и т.п.;
  • документы, которые удостоверяют дату опломбировки счетчика на газ (при наличии);
  • документы, дающие основание для льготы – это может быть пенсионное удостоверение, удостоверение многодетной семьи и др.
  1. Гражданин подписывает стандартный договор, образец которого приведен далее. Обслуживание осуществляется в порядке, прописанном в этом документе. Там указываются конкретные виды работ, стоимость, порядок повышения цены и прочие важные условия.
  2. Далее организация выполняет свои обязанности – ремонт, ежегодный осмотр и проверка, а абонент вносит плату за эти услуги.

Образец договора 2018 г.

В договоре обязательно содержится полный перечень установленного газового оборудования и другие важные условия:

  1. Подробная информация о сторонах договора – поставщике газа, исполнителе услуг по обслуживанию оборудования и собственнике (заказчике): наименования организаций, ФИО собственника, паспортные данные, контактные данные.
  2. Предмет договора регулирует основные обязанности каждой стороны:
  • исполнитель обслуживает, ремонтирует оборудование;
  • поставщик организовывает взаимодействие между собственником и исполнителем, получает плату за услугу;
  • заказчик (собственник) поручает организацию обслуживания и не препятствует ему.
  1. В разделе «Права и обязанности» указывается, какие виды деятельности обязана осуществлять организация, выступающая исполнителем работ:
  • проведение техобслуживания;
  • проведение инструктажа по технике безопасности для собственника;
  • заблаговременное информирование собственника о планирующихся работах (плановый ремонт, проверка).
  1. В остальных разделах регулируется величина оплаты, срок действия (как правило, неопределенный срок), порядок разрешения противоречий и прочие условия.
  2. В приложении всегда прописывается полный перечень оборудования и частота осмотра его представителями обслуживающей организации.
  3. В конце ставятся подписи, расшифровки подписей, печать.

Образец договора

Срок действия

Заключается на минимальный срок 3 года с даты подписания. При этом компания должна проверять работу оборудования не реже, чем раз в год (в некоторых случаях не реже 2 раз в год). В случае продажи, мены, дарения квартиры новый собственник должен заключить новый договор, поскольку соглашение подписывается конкретным лицом – владельцем помещения.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Допускается подписание не только собственником, но и его доверенным лицом. В этом случае понадобится паспорт этого лица, а также доверенность, которая в обязательном порядке регистрируется у нотариуса.

Договор на обслуживание газового оборудования: сколько стоит и можно ли не заключать? Собственникам газифицированных квартир и домов придется потратиться

Договор на обслуживание газового оборудования: сколько стоит и можно ли не заключать? Собственникам газифицированных квартир и домов придется потратиться

Кто и зачем заставляет жителей под угрозой крупных штрафов и отключения газа заставлять заключать договора на техническое обслуживание газового оборудования? Подмосковное издание «Коломенская правда» постаралось разобраться в этом вопросе. Ответы будут актуальны жителям не только Московской области, но и других регионов России.

Договор на техобслуживание газового оборудования: что говорит закон?

Как пишет «Коломенская правда», в последнее время в редакцию начали звонить взволнованные читатели.

— Мои знакомые с улиц Песочной и Дачной получили письма с требованием заключить договор на техобслуживание газового оборудования, — рассказывает коломчанка Татьяна АЛЕКСАНДРОВА. – В письмах говорится, что за отсутствие договора им грозит солидный штраф, в крайнем случае – отключение газа. Их эти требования страшно возмутили. Я сама переживаю: у меня частный дом на улице Толстикова, с АОГВ и газовым водонагревателем. Что я должна сделать, чтобы не остаться без газа?

Прежде всего, стоит разобраться с требованиями законодательства. Согласно постановлению правительства РФ от 14 мая 2013 года, условием номер один безопасного использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (АОГВ , газовых плит, газопроводов, приборов учёта газа) являются регулярные (не реже, чем раз в три года) техническое обслуживание и ремонт этого самого оборудования.

Чтобы проводить их, нужно заключить договор со специализированной организацией. Никакой административной ответственности за отсутствие такого договора постановление до прошлого года не предусматривало, поэтому никто особенно и не спешил его заключать. Большинство наших граждан и вовсе не подозревали о существовании документа.

Читайте так же:
Категория прав для квадроцикла

Всё изменилось, когда вступил в силу федеральный закон от 5 декабря 2016 года, который внёс несколько поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Теперь за отсутствие договора на техобслуживание придётся платить рублём, причём не только рядовым жильцам многоквартирных и частных домов, но и должностным и юридическим лицам. Специализированные организации (в первую очередь, «Мособлгаз ») оживились и начали предлагать свои услуги населению.

Кто имеет право заключать договора на обслуживание газового оборудования?

Кого выбрать? «Мособлгаз » – компания проверенная, но она не является монополистом в этой сфере. Закон от 14 мая 2013 года прямо указывает на то, что организация, осуществляющая транспортировку газа по договору с его поставщиком, не обладает исключительным правом на техобслуживание газового оборудования. Можно выбрать другую компанию с той же специализацией.

Поиск в интернете вначале разочаровал: поисковик выдал перечень организаций, которые занимаются лишь техническим обслуживанием газовых котлов котельных. Однако, сделав пару звонков, я выяснила, что договоры на техобслуживание АОГВ и газовых плит они тоже заключают. Вопрос лишь в том, кому вы больше доверяете и чьи цены вас больше устраивают.

Главное – не слишком затягивать с выбором. По закону, специализированная организация имеет право по собственной инициативе направить потребителю заявку о заключении договора. В случае если он в течение 30 дней не даст на неё никакого ответа, либо откажется заключать договор на основаниях, не предусмотренных постановлением от 14 мая 2013 года, организация имеет право подать на него в суд, чтобы принудить к заключению договора.

Ещё один важный момент: заключив договор о техобслуживании с частной фирмой, вы обязательно должны направить его копию в местный филиал «Мособлгаза ». Не сделаете этого – можете остаться без газа.

Можно ли не заключать договор, а оплачивать штрафы за его отсутствие?

Как часто и в каком объёме придётся вносить плату за техобслуживание, зависит от оборудования. За плиту и счётчик — чаще всего раз в три года, за газовый котёл – как правило, раз в год. Сумму рассчитывают в зависимости от паспорта завода-изготовителя, в котором указаны сроки проведения обязательного техобслуживания, и состояния оборудования.

Для тех, кто считает, что периодически платить штрафы дешевле, чем регулярно вносить плату за техобслуживание оборудования, закон предусмотрел ещё одну меру воздействия. Им просто отключат газ. Или откажут в заключении договора на его поставку. Чтобы восстановить поставку ресурса, нужно заключить договор и оплатить стоимость отключения и подключения газа.

Роман Н., житель Коломенского района:

— Минувшей зимой у нас вышло из строя АОГВ (забилась сажей газовая горелка). Дом остался без отопления. Мы позвонили по номеру 112, оператор переадресовал нас в аварийную службу «Мособлгаза ». Там отказались помочь на основании того, что мы не заключили с ними договор на техобслуживание. Пришлось просить о помощи знакомого, который работал в специализированной организации, он быстро всё отремонтировал. Сейчас оформляем договор на техническое обслуживание оборудования, чтобы в критической ситуации не остаться без помощи.

Комментарий пресс-службы ГУП «Мособлгаз »:

— В случае аварии потребитель может обратиться к нам, чтобы мы прекратили газоснабжение объекта, пока аварийную ситуацию не устранят. Если она произойдёт зимой, ему вручат уведомление о необходимости слить систему отопления. Газоснабжение возобновят только после того, как владелец газового оборудования заключит все необходимые договоры и предоставит пакет документов в эксплуатационную службу «Мособлгаза ».

Штрафы за отсутствие договора техобслуживание газового оборудования

Законодательство устанавливает следующие санкции в отношении потребителей, не соблюдающих требования по заключению договора обслуживания газового оборудования:

  • отсутствие договора о техобслуживании. Штраф – от 1000 до 2000 рублей.
  • не допуск в дом представителя специализированной организации, который заранее уведомил о своём приходе. Штраф – от 1000 до 2000 рублей.
  • отказ от замены «проблемного » газового оборудования. Штраф — от 1000 до 2000 рублей.
  • повторное нарушение законодательства, касающегося газового оборудования. Штраф – от 2000 до 5000 рублей.
  • действия (бездействие ) приведшие к аварии. Штраф от 10000 до 30000 рублей.

Стоимость работ по договору техообслуживания газового оборудования

Стоимость технического обслуживания газовых приборов, указываемая «Мособлгазом »

  • АОГВ – от 3500 рублей (в зависимости от мощности)
  • Газовая плита – от 1200 до 1600 рублей
  • Плита с газовыми баллонами – 1500 рублей
  • Прибор учета газа – 500 рублей
  • Внутридомовой газопровод или внутриквартирная газовая разводка — 300 рублей
  • Газовый водонагреватель – от 2500 рублей (в зависимости от мощности)

Кто может отказаться от заключения договора?

Отказаться от заключения договора на обслуживание газового оборудования можно в том случае, если:

1. Управляющая организация, кооператив или товарищество собственников жилья уже заключила такой договор от имени собственника.

2. Собственник самостоятельно уже успел заключить такой договор с другой специализированной организацией.

3. У владельца частного дома или квартиры отсутствует договор на поставку газа.

Тарифы под контролем. Как в Воронеже корректируют рост стоимости ЖКУ

Тарифы под контролем. Как в Воронеже корректируют рост стоимости ЖКУ

Тарифы под контролем. Как в Воронеже корректируют рост стоимости ЖКУ

В Воронежской области более 350 ресурсоснабжающих организаций, и каждая ведет расчет с потребителями порой даже не по одному, а по нескольким тарифам. Из чего складываются тарифы, как их контролируют, почему они повышаются или понижаются?

Читайте так же:
Возвращаем Tax Free в Петербурге: пошаговая инструкция

На эти вопросы корреспонденту РИА «Воронеж» ответил руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области Евгений Бажанов.

Фото – архив РИА «Воронеж»

Фото – архив РИА «Воронеж»

– Евгений Владимирович, по какой методике рассчитывают тарифы?

– Методики расчета утверждены на федеральном уровне постановлением правительства РФ, приказами Федеральной службы по тарифам и Федеральной антимонопольной службы. Организация нам предоставляет документы на те расходы, которые она может понести при поставке тепловой энергии, воды, электроэнергии, газа, и на те доходы, которые она может получить от потребителей. Департамент регулирования тарифов анализирует эти документы и делает заключение. С одними предложениями организации мы соглашаемся и принимаем ту величину расходов, которую она заявила. С другими не соглашаемся – как правило, если считаем, что экономически обоснованный уровень расходов должен быть меньше. В итоге и тариф будет меньше того, который пожелала организация.

По тарифу, принятому, например, в конце 2020 года, организация работает в 2021 году, а в 2022-м отчитывается, как отработала предыдущий год. Если мы видим, что организация сэкономила на каких-то расходах, заложенных, допустим, на ремонт, или потратила деньги на иные нужды, то эти средства должны быть изъяты. Это означает, что тариф в следующем году будет ниже.

– Что делаете для того, чтобы удержать рост тарифов и в то же время не ограничить права ресурсоснабжающих организаций?

– Механизм сдерживания роста тарифов заключается, во-первых, в детальном анализе и определении экономической обоснованности всех расходов. Например, организация заявляет, что для производства работ им нужны материалы для ремонта теплотрассы длиной в километр, и при этом труб планирует закупить на 1,2 км. В таком случае мы средства на закупку труб для лишних 200 м в тариф не закладываем. То же касается и обслуживающего персонала: есть определенные нормативы – на обслуживание, к примеру, участка сети водоснабжения требуются три слесаря и один сварщик. Хотите больше – несите эти расходы из своей прибыли, потребитель ваши пожелания оплачивать не должен.

По решению губернатора более 10% организаций в воронежском ЖКХ снизили свои тарифы

Бывает и обратная ситуация, когда в организации какие-то расходы не были заложены, но она их понесла: например, случилась авария на сетях. Организация устраняет аварию и через год предъявляет документы, что она понесла эти обоснованные расходы. Есть механизм, позволяющий эти расходы возмещать, но этот процесс растягивается на несколько лет – именно для того, чтобы не было резкого скачка тарифов.

– Как участвует в регулировании тарифов Федеральная антимонопольная служба (ФАС)?

– ФАС издает нормативные акты и методики, которыми мы руководствуемся при расчете тарифов. Ежемесячно мы отчитываемся перед ФАС обо всех тарифных решениях. Если Федеральная антимонопольная служба признает наше тарифное решение неправильным, его могут скорректировать. На моей памяти одна организация пожаловалась в ФАС на то, что мы занизили тарифы, но наше решение оставили в силе. Бывает, что организации, считая утвержденные тарифы слишком низкими, пытаются и в судебном порядке обжаловать наши решения, но обычно с тем же результатом.

– Насколько размеры тарифов на региональном уровне зависят от федеральных установок?

– Министерство экономического развития РФ утверждает прогноз социально-экономического развития – на каком уровне ожидается рост продовольственных товаров или стоимость автомобилей, прогнозируется уровень инфляции и заработной платы, а также рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это один индикатор, которым мы руководствуемся.

Второй индикатор – это ограничение по росту платы граждан за жилищно-коммунальные услуги, которое утверждается постановлением правительства РФ по каждому субъекту и в целом по стране. В среднем по Воронежской области все тарифы суммируются по определенной методике и не должны вырасти более чем на определенный процент. Постановление правительства выпускается ежегодно до 1 ноября, и мы им руководствуемся.

Снизить расходы. Как воронежцам получить субсидию на оплату коммунальных услуг

– Мы привыкли, что тарифы растут. А есть ли случаи их снижения?

– В 2021 году у 29 организаций тарифы определены ниже, чем они были в 2020 году. У них выявили неэффективное расходование средств, отклонения, которые нами не были согласованы, и потребители в 2022 году станут платить меньше, чем платили до этого.

– Часто ли организации пытаются завысить тарифы?

– Более 80% организаций просят ввести более высокие тарифы, чем в итоге мы устанавливаем. У нас в регионе свыше 350 ресурсоснабжающих организаций в сфере теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетики, газоснабжения, недавно прибавились организации по обороту ТКО. В 2021 году половине жителей области тарифы на ТКО вообще не были повышены. У двух межмуниципальных кластеров тариф вырос на 1%, у одного кластера – на 2%, еще у одного – на 4%. Хотя все они просили повысить на 4−5%. В этом и заключается наша работа: мы отказываем, если оснований для повышения нет.

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

Фото – Михаил Кирьянов (из архива)

– Можете объяснить, почему передача ресурсоснабжающих компаний в концессию – это правильно?

– Концессия упорядочивает деятельность организации, которая эксплуатирует ЖКХ в той или иной сфере, и налагает на нее определенные обязательства. Они состоят не просто в текущем поддержании состояния хозяйства, но и в модернизации, реконструкции, строительстве новых объектов. С другой стороны, концедент – будь то администрация Воронежа или муниципального района, или Воронежская область как субъект Российской Федерации – также принимает на себя определенные обязательства. Концессионер претендует на рост тарифов как возврат тех инвестиций, которые он вкладывает. В целом эта модель в долгосрочной перспективе более предсказуема, чем аренда, и позволяет обеим сторонам стратегически выстраивать работу.

Читайте так же:
Как происходит продажа квартиры через банковскую ячейку

Концессионное соглашение регулируется большим количеством нормативных актов, где очень четко расписываются права и обязанности обеих сторон. Например, концессионное соглашение с «Квадрой» – это больше сотни листов: расписано, что концессионер должен делать, как отчитываться перед органами власти, указаны его обязательства по модернизации. В случае аренды арендодатель – к примеру, администрация города – не может наложить на арендатора обязательства по модернизации котельной или объекта водопроводного хозяйства. А вот по закону о концессионном соглашении такие обязательства могут быть прописаны.

– Насколько выгодна концессия?

– Норма прибыли в жилищно-коммунальной сфере заложена федеральным законодательством. Максимальный процент прибыли, который может иметь ресурсоснабжающая организация, ограничивается 5%. В Воронежской области средний процент прибыли – 2%. Это очень мало по сравнению другими сферами, будь то торговля, оказание услуг или строительство. Этот процент прибыли одинаков и для концессионера, и для арендатора, и для собственника. Поэтому нельзя сказать, что концессионер зарабатывает больше.

Предложения воронежских депутатов внесли в доработанный проект бюджета региона на 2022 год

– Можем ли мы ожидать повышения тарифов после Нового года?

– Тарифы повышаются с 1 июля. А вот понизиться они могут с Нового года – у тех 29 организаций, о которых я уже говорил.

– Ваше экспертное мнение: почему в 2021 году ускорился рост цен, в том числе в сфере ЖКХ?

– По данным Росстата за девять месяцев, инфляция в РФ – больше 8%. Это гораздо выше, чем было в прошлом и позапрошлом годах. Кроме того, у нас наблюдался очень резкий рост цен на некоторые товары, например на стройматериалы, что было связано с мировой конъюнктурой. Повысились мировые цены на газ, сейчас повышаются цены на минеральные удобрения, а значит, вслед за ними и на сельскохозяйственную продукцию. Мы прогнозируем, что и стоимость ЖКУ будет расти быстрее, чем обычно.

Играют роль два фактора. Во-первых, те же стройматериалы: организация должна приобрести кусок трубы для ремонта. Труба в прошлом году стоила 10 тыс. рублей, сейчас – в два раза больше, значит, организации придется брать деньги с потребителя.

Второй фактор – необходимость повышения заработной платы и прожиточного минимума, о которых говорил президент. В ЖКХ работает очень много людей, средний уровень зарплаты в этой сфере ниже, чем в других отраслях. Ее рост также закладывается в рост тарифов.

– Почему существует два тарифа на электроэнергию для населения?

– Два тарифа – для сельских и городских жителей – сложились исторически. Такое решение было принято, когда в стране, в том числе и в Воронежской области, был низкий процент газификации. Чтобы в сельских районах жители уходили от угля и переходили на электроотопление, были введены понижающие коэффициенты. Такие же есть и у жителей многоэтажек в Воронеже, которые не имеют газового оборудования, а пользуются, например, электрической плитой, и у них потребление электроэнергии больше, чем у соседей.

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

Фото – Роман Демьяненко (из архива)

– Почему различны тарифы на водоотведение для потребителей левого и правого берегов Воронежа, а у теплоснабжающих организаций – разные тарифы на тепловую энергию?

– Это связано с технологией производства. Исторически сложилось, что на территории Воронежа было две системы водоотведения и на левом и правом берегах стоимость производства изначально была разная – из-за разницы затрат на услуги, транспортировку вод, очистные сооружения.

На правом берегу модернизированы очистные сооружения, о запахе мы забыли. Это дорогая технология. На левом этого еще нет, хотя сейчас очистные и там модернизируются. Это один фактор, второй – разобщенность и протяженность правого берега гораздо больше, чем левого.

То же самое с теплом. Дома стоят рядом, а за отопление у них разные тарифы, потому что тепло к ним подходит из разных источников. Один – большая котельная или теплоэлектростанция. Другой – старая и маленькая котельная, есть даже котельные довоенных годов, и стоимость электроэнергии там выше. Переключить все дома на большую котельную невозможно, потому что у нее тоже есть технологические ограничения. Можно отремонтировать старую котельную, и сейчас есть госпрограммы по модернизации таких источников тепла, хотя это очень дорого.

Фото – Виталий Грасс (из архива)

Фото – Виталий Грасс (из архива)

Важно знать, что тарифное регулирование – не для того, чтобы повышать тарифы, а для того, чтобы сдерживать рост цен монополий, которые эксплуатируют объекты ЖКХ. Жители могут быть уверены, что есть механизмы юридической защиты от необоснованного повышения тарифов в лице ГЖИ и органов тарифного регулирования. И также есть инструменты экономической защиты, когда гражданин может прийти в органы социальной защиты, предъявить платежку и получить субсидию, если у него небольшие доходы. Очень много воронежцев получают поддержку от государства. В следующем году на эти цели заложено в бюджете больше средств, чем в текущем.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector