Куда жаловаться на судебных приставов
Деятельности судебных приставов напрямую посвящены 2 нормативных акта:
Закон «О приставах» направлен на правовую конкретизацию личности этого госслужащего и его должностных обязанностей. В частности, закон устанавливает:
- требования, предъявляемые к кандидату при приеме на должность пристава;
- полномочия службы судприставов;
- обязанности и права служащих;
- гарантии правовой и соцзащиты приставов;
- порядок и размеры финансирования деятельности службы.
Закон «Об исполнительном производстве» регулирует саму процедуру по приведению в жизнь актов суда. В документе подробно расписаны:
- сроки выполнения действий;
- процедура исполнительного производства;
- права и обязанности фигурантов исполнительного мероприятия, включая особенности их участия;
- действия по взысканию долгов;
- область покрытия расходов на исполнительные мероприятия;
- сроки и порядок обжалования документов и деятельности приставов-исполнителей.
Обжалование действий сотрудника: пошаговая инструкция
Если гражданин считает, что его законные права нарушаются (были нарушены), он может жаловаться на судебных приставов – при этом существует четкий порядок, куда необходимо обратиться:
- Сначала обращение направляют старшему приставу, которому непосредственно подчиняется сотрудник, нарушивший права гражданина (с его точки зрения).
- Далее подают претензию главному сотруднику ФССП по региону. Его ФИО, контакты, часы приема, порядок обращения можно уточнить по телефону или же на сайте местной ФССП (например, по Краснодарскому краю или Республике Чувашия). Возможно также подать обращение не самому главному сотруднику, а его заместителю – о конкретном порядке действий заявитель уточняет в ведомстве.
- Последний в этой цепочке – главный пристав РФ, он же глава ФССП. В настоящий момент эту должность занимает Аристов Дмитрий Васильевич.
На официальных страницах Министерства юстиции РФ, а также на сайте ФССП можно найти соответствующую контактную информацию – вот пример телефона, факса, электронной почты для жителей города Москвы.
При этом гражданину не возбраняется отправлять свои обращения и в любые другие инстанции. Например, часто на вопрос, куда жаловаться в случаях несогласия с действиями сотрудников или на конкретного судебного пристава, можно ответить так:
- Судебный орган, в котором и работает этот сотрудник. Гражданин может обратиться в суд и составить соответствующее заявление, в котором потребовать компенсацию морального и/или материального вреда. Как правило, в таких случаях целесообразно посоветоваться с профессиональными юристами, чтобы оценить шансы на успех дела заблаговременно.
- В прокуратуру по району или субъекту РФ.
- В Администрацию Президента РФ. Сегодня ее возглавляет Антон Александрович Вайно.
- Уполномоченному по правам человека РФ. На сегодняшний день это Татьяна Николаевна Москалькова.
На самом деле этот список далеко не полный. Например, практически в каждом регионе есть правозащитные (в том числе некоммерческие) организации, а также собственный уполномоченный по правам человека. Таким образом, есть большое количество должностных лиц и органов, куда можно жаловаться на те или иные действия/бездействие судебного пристава.
В каких случаях можно пожаловаться на коллекторов?
Коллекторы работают по закону «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. » (далее «закон») и не должны его нарушать.
В этом законе прописано, как коллекторы могут общаться с должником (ст.4 закона) и насколько часто они могут это делать (ст.7 закона):
- встречаться лично, но не чаще одного раза в неделю;
- проводить телефонные переговоры, но не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
- отправлять текстовые, голосовые и телеграфные сообщения. В рабочие дни их можно отправлять с 8.00 до 22.00, а в выходные — с 9.00 до 20.00. При этом нельзя отправлять больше двух сообщений в сутки, четырёх раз в неделю, шестнадцати раз в месяц.
- отправлять обычные письма по почте.
Если коллекторы превышают лимит, прописанный в законе (например, звонят не один раз в день, а больше), то можно обращаться с жалобой на действия коллекторов в ФССП.
Также можно жаловаться, если коллекторы:
- угрожают убийством или причинением вреда здоровью;
- угрожают, что испортят имущество должника;
- психологически давят, грубят, хамят;
- врут должнику и другим людям про размер долга, уголовную или административную ответственность за его невозврат, что передали дело в суд и т.д.
Согласно закону, ничего из вышеперечисленного коллекторы делать не могут.
Также можно жаловаться приставам на коллекторов, если они звонят или пишут членам семьи должника, его родственникам, коллегам и любым другим третьим лицам, которые не давали на это согласия.
Как написать жалобу на коллекторов в ФССП
Установленной формы жалобы нет, поэтому можно писать в свободной форме. Подавать жалобу нужно в Управление федеральной службы судебных приставов по области (республике, краю). Точный адрес УФССП можно узнать на официальном сайте службы в разделе «Территориальные органы».
В обращении следует прописать:
- «шапку», в которой указывается, куда направляется жалоба, по какому адресу, от кого, адрес и телефон отправителя;
- суть дела. Должнику следует указать, как образовался долг, что он был передан коллекторской компании и, самое главное, в чём состоит нарушение закона (коллекторы звонят ночью, звонят слишком часто, обращаются к членам семьи должника, его коллегам, приходят на работу к должнику и т.д.);
- просительная часть. Следует попросить УФССП провести проверку и привлечь виновных к установленной законом ответственности.
Чтобы подтвердить, что должнику действительно звонят слишком часто или в неположенное время, разумно получить у мобильного оператора распечатку звонков, а в тексте жалобы указать, с какого номера звонят.
Когда начинаются звонки, разумно установить на смартфон программу для их записи и воспользоваться ею. Так у должника появляется доказательство нарушений (например, хамства, грубости, угроз). В жалобе следует указать, что есть аудиозаписи, подтверждающие нарушения.
Также следует приложить к заявлению копию паспорта.
Образец жалобы на коллекторов в ФССП
Скачайте образец жалобы ниже и впишите в пустые места нужную информацию.
Как подать жалобу на коллекторов в Федеральную службу судебных приставов?
- прийти в приёмную лично. Но они, как правило, принимают по записи, и приходить лично должнику часто неудобно из-за времени приёма;
- отправить по обычной почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Адрес легко найти на официальном сайте ФССП;
- пожаловаться прямо на сайте ФССП. Это можно сделать по этой ссылке. Следует прочитать информацию, которая откроется, щёлкнуть «ознакомлен», и появится форма жалобы. Обязательно надо ответить на вопросы, помеченные «звёздочкой». В самом низу страницы можно прикрепить файл, в том числе фотографию. Разумно будет сфотографировать распечатку звонков и прикрепить это фото. Наверное, это самый удобный вариант оставить жалобу на коллекторов в ФССП. Кроме того, электронный вариант доходит до приставов моментально и точно не потеряется.
Что сделает ФССП, получив жалобу на коллекторов?
Это прописано в Административном регламенте Федеральной службы. Когда УФССП получает жалобу, она начинает внеплановую проверку коллекторской службы (п.44.2 Регламента).
По результатам проверки составляется акт. Если факты, описанные в жалобе, подтвердятся, то приставы:
- выдают коллекторам предписание;
- возбуждают дело об административном правонарушении (п.2 ст.14.57 КоАП, что предполагает наложение штрафа на коллекторское агентство до 500 тыс руб);
- исключают коллекторскую компанию из госреестра. Это означает, что компания больше не может взыскивать долги. Но чтобы приставы так поступили, нужно очень серьёзное нарушение прав должника (коллекторы повредили имущество должника, нанесли вред его здоровью или даже убили). Из-за «обычной» жалобы на слишком частые звонки коллекторов из госреестра коллекторских организаций не исключат.
Может ли ФССП отклонить жалобу?
- в жалобе использовались ругательства;
- из текста жалобы непонятно, кто нарушил права должника.
В таком случае надо написать жалобу правильно: так, чтобы пристав понимал, о чём речь и какое коллекторские агентство следует проверить.
Но что делать, если пристав решил, что никакого нарушения прав должника не было? Вариантов несколько:
- жаловаться на пристава его руководству;
- жаловаться на пристава в Прокуратуру;
- обращаться с иском в суд.
Заключение и выводы
Надзором за деятельностью коллекторов занимается Федеральная служба судебных приставов. Поэтому жалобу на действия взыскателей долгов надо направлять именно туда, точнее — в Управление ФССП.
Установленного образца жалобы нет. Это значит, что писать жалобу можно в свободной форме. Главное, чтобы из неё было понятно, куда направляется жалоба, кто её написал, какие обстоятельства привели к возникновению ситуации (взял кредит, вовремя не расплатился, была произведена уступка права требования), какое коллекторское агентство нарушило права должника и в чём выразилось это нарушение. Подать жалобу можно лично, по почте или через форму на официальном сайте ФССП.
Получив жалобу, приставы должны начать проверку. Если они обнаружат, что права должника действительно были нарушены, они примут меры: выдадут коллекторам предписание, или возбудят дело об административном правонарушении, или исключат коллекторную компанию из реестра.
Если вы не можете получить свои деньги из-за бездействия судебного пристава, необходимо подать жалобу его руководителю – начальнику отдела или руководителю территориального подразделения ФССП. Как это сделать? Можно подготовить письменную жалобу и направить ее заказным письмом на адрес территориального подразделения ФССП. А можно прийти на прием к руководителю подразделения лично и там рассказать о своих претензиях. Этот способ наверняка окажется действенным, поскольку руководство отвечает за показатели работы своих подчиненных перед вышестоящим начальством и не захочет столкнуться с проблемами после вашего обращения к нему. Скорее всего, пристава заставят работать более активно.
Если жалоба, отправленная в территориальное подразделение, остается безответной, следует обратиться в вышестоящую структуру, например в управление ФССП по городу или региону либо напрямую в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов РФ. В этом случае представители управления будут спрашивать с начальника отдела того подразделения, которое занимается вашим делом.
Можно обжаловать бездействие судебного пристава в прокуратуру или суд. Прокуратура вправе проверить деятельность пристава, его подразделения и назначить дисциплинарное взыскание. В судебном порядке можно взыскать компенсацию за бездействие пристава, заставив ФССП заплатить вам за причиненные неудобства.
Как правильно подать жалобу?
Прокуратура проверит как обоснованность доводов, изложенных в жалобе, так и использование вышестоящими приставами своих полномочий по контролю за действиями приставов.
Предполагается, что первоначально меры по жалобе должен принять вышестоящий пристав, поэтому если вышеописанная жалоба в порядке подчиненности не подалась вообще, то и прокуратура ее рассматривать не будет, а направит на рассмотрение вышестоящему приставу (Указание Генпрокуратуры России от 12.05.2009 № 3155/7).
Вопросы и ответы юристов
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
изъяли авто
КТО МОЖЕТ ПОМОЧЬ . rn 12.02.2021 года, когда я находился на территории ГСК № 11 по адресу переулок Авиационный 6, подъехал частный автомобиль Дэо и из него вышли два человека в форме сотрудников ФССП и сказали, что автомобиль Фольксваген-Туарег, (который я ремонтировал по просьбе его владельца) они забирают по решению суда. Мне не были предоставлены «корочки», что они сотрудники ФССП, ни решение суда, ни акт изъятия автомобиля Фольксваген-Туарег (который — по техпаспорту принадлежит моей супруге-Д). На мое замечание о том, что данный автомобиль был продан Сергей Борисовичу 07 марта 2018 года, (показал документ купли-продажи), а почему он его не переоформляет, я не знаю. Мне ответили, что нас это не касается. На мои просьбы, чтобы сотрудники ФССП позвонили владелице авто (по тех паспорту или настоящему владельцу авто- согласно договора купли-продажи) мне ответили отказом. На неоднократные предложения загнать авто в гараж и повесить на него пломбу — был получен отказ, на предложение оставить авто мне под сохранную расписку — был получен отказ. Я отказывался отдавать автомобиль. который мне не принадлежит. В результате меня вытащили из авто и надели наручники, т.к. я сопротивлялся. Вызвали эвакуатор и НЕОПЛОМБИРОВАВ АВТО погрузили на эвакуатор. Я несколько раз обращался к приставам с просьбой забрать из авто ружье ОФ-93, но мне было сказано, что автомобиль будет доставлен на стоянку территории ФССП и там будет опломбирован. Там же я смогу забрать свои вещи и оружие. Но, когда я находился в 15 метрах от авто, в наручниках, все мои вещи вытащили и свалили в кучу возле ворот гаража. Эвакуатор увез авто (я был уверен, что на стоянку судебных приставов), после этого с меня сняли наручники и разрешили занести вещи в гараж. Среди вещей увидел только приклад от ОФ-93. На руки я получил только акт о наложении ареста (описи имущества), в котором сказано, что у меня подвергнуто описи и аресту следующее имущество -воздушный компрессор и набор ключей. Об автомобиле ни слова, об оружии ни слова. Где находится автомобиль мне не известно, т.к. зайдя на стоянку приставов я не увидел авто. я Должен 50 000 руб. и выплачиваю по 5 000 руб. в месяц (снимают с пенсии) почему приставы изъяли авто стоимостью 600 000 руб. не понимаю. rnrn
Исходяиз ваших слов, арест автомобиля был произведен с нарушениями, акт описи должны подписать двое понятых, так же вы должны были подпистаь этот акт, так как арест и изятие производилось в вашем присутствии, имущество, находящееся в автомобиле так же должно быть описано, если его изъяли. Вам необходимо написать жалобу старшему судебному приставу и в прокуратуру (можно параллельно). Так же можете обжаловать действия приставов в судебом порядке.
Какой срок исполнения судебного решения приставом?
Приставу отводится конкретный период времени для проведения всех действий. Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве», после того, как исполнительный акт вместе с заявлением об исполнении попадает в отдел судебных приставов, может пройти три дня, пока исполнительный лист получит конкретный пристав. У самого пристава есть еще три дня, чтобы возбудить производство. Для проведения всех необходимых действий по истребованию долга у должника приставу дается не более двух месяцев (ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В отдельных случаях срок исполнения может быть прописан в самом исполнительном документе.
Если пристав поручил выполнение отдельных исполнительных действий другому приставу, то для этого ему отводится 15 дней, причем срок отсчитывается с момента поступления поручения в подразделение приставов.