Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воинский учет, организация, отчетность в военкоматы

Воинский учет, организация, отчетность в военкоматы

На каждом предприятии есть военнообязанные. Статья поможет правильно организовать воинский учет. Читайте предложенный материал, который поможет работодателю наладить военно-учетную работу.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ. (подпункт 6 п. 1 ст. 8) все организации, не зависимо от форм собственности. Должны вести военный спецучет. Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719 . «Об утверждении Положения о воинском учете».

  • не имеют регистрацию по месту жительства и месту пребывания;
  • прибыли на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеют регистрацию по месту пребывания.

Отчитываться о ведении армейского учета надо перед военкоматами по местонахождению организации. Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения. Утвержденного постановлением Правительства от 27 ноября 2006 г. № 719.

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Важно! Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Обязанности должностных лиц по организации воинского учета.

Должностные лица организаций или образовательных учреждений обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях или учреждениях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для первоначальной постановки на воинский учет.

Обычно явка граждан для первоначальной постановки на воинский учет организуется как коллективный поход учащихся школы.

Ответственность должностных лиц (руководителей школ и пр.) по организации воинского учета указана в Главе 21 КоАП РФ.

Состав комиссии по постановке граждан на воинский учет.

Медкомиссия при первоначальной постановке на воинский учет.

При первоначальной постановке на воинский учет проводится медицинское освидетельствование гражданина, определяется его годность к военной службе по состоянию здоровья, проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям. (Согласно п. 6 ст. 9 ФЗ оВОиВС)

Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету. (Согласно п. 7 ст. 9 ФЗ оВОиВС)

1. Ведение воинского учета в организации

1. Ведение воинского учета в организации

Для чего нужен воинский учет?

Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.

В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.

Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.

Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам. Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.

Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.

Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:

Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (подп. 6 п. 1 ст. 8 – об обязательности воинского учета для всех организаций)

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утверждены Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).

2. Кто в организации должен вести воинский учет

Ответственность за организацию воинского учета в организации всегда несет руководитель. Именно он определяет, кому поручить ведение воинского учета. Он может возложить эту обязанность и на себя.

Кроме того, руководитель должен выделить помещение для ведения воинского учета, оборудовать его необходимой оргтехникой и железными шкафами для безопасного хранения документов.

В организациях с небольших количеством военнообязанных, лучшим вариантом может оказаться вариант с приемом на работу в качестве специалиста по воинскому учету совместителя.

В любом случае обязанности сотрудника, ответственного за ведение воинского учета, должны быть прописаны как в его трудовом договоре, так и локальном нормативном акте (ЛНА) организации, посвященном организации воинского учета на предприятии.

Количество специалистов, которые должны заниматься воинским учетом, определено в п. 12 положения № 719 и зависит от числа сотрудников организации, подлежащих воинскому учету:

1 работник-совместитель, если на воинском учете в организации менее 500 граждан,

1 штатный работник, занимающийся только воинским учетом, если таких граждан от 500 до 2 000 человек,

2 штатных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан,

1 штатный работник на каждые последующие 3 000 граждан, подлежащих воинскому учету.

Если в организации много работников, подлежащих воинскому учету, и по указанным нормам учет вести должны 2 и более специалиста, то в организации требуется создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.

Количество сотрудников, ведущих воинский учет на предприятии, следует определять ежегодно по состоянию на 31 декабря предыдущего года.

3. Организация воинского учета в организации

Определим, кто подлежит воинскому учету в организации. Это не только лица призывного возраста, но и некоторые другие категории сотрудников:

те, кто ранее проходил воинскую службу, и был уволен в запас,

женщины, имеющие военные специальности,

те, кто ранее получил отсрочку от службы в армии,

те, кто по каким-либо причинам не призывался в армию до возраста 27 лет. Сюда можно отнести, например, тех, кто учился в университете, в котором была военная кафедра, и по этой причине он был освобожден от призыва.

те, кто проходил альтернативную службу в организациях, не имеющих отношение к армии

Согласно Методическим рекомендациям в организациях должна вестись планомерная, систематизированная работа по сбору и отслеживанию информации об исполнении военнообязанными своего воинского долга.

Даже если в организации всего 2-3 сотрудника, подлежащих учету, ведение воинского учета в организации обязательно.

4. Документы по ведению воинского учета в организациях

Организация воинского учета

Основной документ — Приказ об организации воинского учета на предприятии. Главная цель приказа — зафиксировать, кто именно будет вести этот вид учета.

В приложении 4 Методических рекомендаций приведена форма такого приказа. В таком приказе следует указывать, кому будет передаваться обязанности по учету в случае отсутствия уполномоченного сотрудника (отпуск, болезнь и т.п.). Уточняется, что заменяющему сотруднику должны быть переданы по акту все необходимые документы учета.

Кроме того, в п. 22 Методических рекомендаций содержится правило согласовывать с военным комиссаром кандидатуры тех, кого планируется привлечь к работе по воинскому учету. Еще одна рекомендация — направлять копии приказов о назначении таких работников.

Кроме того, в организации должны быть следующие документы воинского учета:

План работы по организации и ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, находящихся в запасе,

Журнал проверок данных воинского учета,

Расписки военнообязанных о приеме от них документов воинского учета,

Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, выделенное в отдельное дело,

Другие документы, устанавливаемые органами власти различных уровней в сфере воинского учета,

Справочная информация по теме.

Личные документы работников — основания для учета

При приеме сотрудника на работу проверяется запись в паспорте (страница 13) об отношении к воинской обязанности. Возможно, будущий сотрудник предъявит временное удостоверение (в случае восстановления или замены паспорта). Такое удостоверение выдается на срок до 1 месяца. В этом случае нужно будет проверить, не нарушен ли срок его действия. Месячный срок может быть продлен до 3-х месяцев.

Данные в учете организации отражаются на основании 2-х основных документов:

Приписного свидетельства призывника.

В военном билете следует проверить записи о постановке на воинский учет по месту жительства и соответствие такой отметки данным, указанным в паспорте.

В приписном удостоверении проверяется наличие записей о категории годности призывника, а также отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки, если такая отсрочка предоставлена.

В случае отсрочки проверяется, не нарушен ли ее срок.

Зачастую в документах о постановке на воинский учет могут быть неточности, для их устранения сотрудника необходимо отправить в военкомат по месту жительства.

Например, это могут быть следующие случаи:

сотрудник уже старше 27 лет, но в документах нет отметки о снятии с учета,

сотрудник поменял место жительства, а по новому месту проживания на учет еще не встал,

у сотрудника есть какие-то проблемы со здоровьем.

Документы по ведению воинского учета в организациях.

Основной документ — личная карточка по форме Т-2, раздел II . Порядок заполнения раздела подробно рассмотрен в Приложении 7 к Методическим рекомендациям.

В настоящий момент в Министерстве обороны разрабатывается новая форма, которая придет на замену личной карточки Т-2. В компании должна вестись картотека личных карточек по форме Т-2.

Документы и сведения, которые необходимо подавать в военкомат

В военкомат подаются :

Уведомление о приеме или увольнении военнообязанного гражданина,

Если у принимаемого на работу отсутствуют документы воинского учета, об этом сообщается дополнительно.

Сведения по запросу из военкома.

Все эти сведения подаются в 2-х недельный срок.

Кроме того, ежегодно, до 1 ноября подаются списки граждан, которые подлежат первичной постановке на учет в следующем году.

Еще 2 документа подаются в военкомат регулярно:

Карточка учета организации (форма № 18, так называемая «учетка»),

Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

Карточка первоначально подается в 2-х недельный срок с даты регистрации юридического лица. В последующие годы — до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года. Но делается это не каждый год, а один раз в 2 года.

Форма карточки и подробные указания по ее заполнению приведены в Письме Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.

Отчет по форме № 6 сдается в те же сроки, но заполняется в 3-х экземплярах, два из которых сдаются в военкомат.

5. Ответственность за неведение воинского учета

Ответственность за нарушение правил воинского учета прописана в статье 21 КоАП.

С 5 мая 2020 года Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.04.2020 внесены изменения в КоАП. Размеры штрафов в случаях, когда воинский учет на предприятии ведется с нарушениями, значительно увеличены.

Так, в случае, если организация не сообщила о приеме на работу или увольнение военнообязанного, штраф может составить 5 тыс. рублей. Ранее максимальный штраф за такое нарушение составлял 1 тыс. рублей.

Увеличился и срок привлечения к ответственности в таких случаях — с 2 месяцев до 3 лет.

При первом обнаружении факта нарушения денежный штраф может быть заменен предупреждением.

Нужно помнить, что даже если в вашей небольшой компании работает всего несколько человек, подлежащих учету, а воинский учет не был организован должным образом, этим вопросом придется заняться. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.

Нужно просто обратиться в военкомат по месту регистрации организации. Вам предложат заполнить за прошедшие годы форму № 18, снабдят другими формами, которые вам необходимо сдавать, и инструкциями по их заполнению.

Мы с вами рассмотрели основные рекомендации по ведению воинского учета в организациях. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.

Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм

Обязанности в запасе

Граждане, состоящие на воинском учете и пребывающие в запасе, находятся под наблюдением военных комиссариатов. Они обязаны выполнять их распоряжения, являться на прохождение медосмотров или на военные сборы, объявленные Верховным главнокомандующим. Обязанность сохраняется до достижения предела, в каком возрасте снимают с военного учета, или перевода в отставку по состоянию здоровья.

Сборы проводят ежегодно, но одного резервиста призывают не чаще чем один раз в 3 года. Всего на военных сборах военнообязанный суммарно проводит не более 12 месяцев, а за одни сборы — не более 2 месяцев.

Кроме участия в сборах, граждане в запасе обязаны:

  • информировать военкоматы об изменении места жительства, персональных данных и других важных событиях (срок зависит от события);
  • являться по вызову;
  • бережно относиться к военному билету;
  • проходить медицинские осмотры.

Что такое учет военнообязанных в организации?

Воинский учет подразумевает процесс сбора и систематизации информации по военнообязанным работникам, подлежащим учету в военном комиссариате (ВК). Основная цель процедуры – обеспечить государство военными ресурсами по исполнению гражданами долга перед Родиной.

Правила воинского учета утверждены ПП РФ № 719 от 27.11.2006 (редакция от 27.06.2017) и Методическими рекомендациями утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее — МР). Учету подлежат следующие лица:

  • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, а также находящиеся в запасе;
  • освобожденные от срочного призыва лица;
  • сотрудники, которые обучались в ВУЗ с военной кафедрой;
  • мужчины старше 27 лет, получившие отсрочку от прохождения службы в РА;
  • уволенные из армии работники;
  • женщины, имеющие военно-учетную специальность.

Любые нарушения, намеренное сокрытие информации по военнообязанным сотрудникам и иные отклонения от установленных норм влекут за собой административную ответственность – штрафы на руководство компании или ответственное лицо.

Документооборот по военно-учетной работе (ВУР)

При ВУР, компания предоставляет в ВК следующие документы:

  • данные о принятых/уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (далее – учет) – сведения передаются в 2-х недельный период;
  • ежегодно не позднее 1 ноября – списки мужчин в возрасте 15-16 лет;
  • список мужчин, которым в будущем году исполнится 17 лет.

При заполнении личной карточки работника (по форме №Т-2), требуется предоставить военный билет или временное удостоверение взамен билета, если гражданин пребывает в запасе. Для тех, кто подлежит призыву на военную службу требуется предоставить соответствующее удостоверение личности гражданина РФ.

Что такое учет военнообязанных в организации?

Постановка организации на воинский учет

Те компании, которые ранее не вели учет сотрудников, в том числе внешних совместителей, должны обязательно пройти процедуру постановки на учет в ВК. Методические материалы, бланки и вводный инструктаж осуществляется сотрудниками комиссариата.

В филиалах компаний бронирование и учет в ВК осуществляется по месту нахождения подразделения. При отсутствии такой возможности данные отправляются посредством средств связи из головного офиса организации.

Обязанность по воинскому учету в организации

Обязательства по учету лежат на главе организации, который может делегировать обязанность в приказном порядке другому работнику. Порядок учета в организациях, в зависимости от количества сотрудников, определен п. 12 ПП РФ № 719:

  • обязанность по учету возлагаются на 1 сотрудника (по совместительству с основной деятельностью), если на учете состоит менее 500 человек;
  • при количестве военнообязанных до 2 тыс. единиц, специалист занимается учетом в качестве основной нагрузки;
  • 2 работника – количество военнообязанных от 2 до 4 тыс. человек;
  • на каждые 3 тыс. потенциальных служащих к обязательствам по учету привлекается 1 работник организации.

Кандидатуры, претендующие на ведение учета, должны быть согласованы с ВК, что позволит избежать проблем и споров впоследствии.

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Определение рода войск
Род войск Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов определяется на основании изучения граждан, не находящихся в запасе. Изучают всех военнообязанных граждан для призыва на военную службу и рационального распределения их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам (п. 22 Инструкции, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 N 400).

Изучение граждан, не пребывающих в запасе, проводится в два этапа (п. 25 Инструкции).
Первый этап — изучение всех граждан, признанных по результатам первоначальной постановки на воинский учет годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями. Изучение проводится с момента первоначальной постановки на воинский учет до момента достижения гражданами возраста 18 лет.
Второй этап — изучение граждан, которые по результатам первого этапа изучения подлежат призыву на военную службу и не имеют права на освобождение от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу, на отсрочку от призыва на военную службу. Этот этап осуществляется в период подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом их на военную службу (после достижения гражданами возраста 18 лет).

Граждан изучают путем накопления и систематизации сведений о состоянии их здоровья и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении.

В ходе изучения анализируются документы, содержащие сведения о гражданине, в том числе полученные от организаций, где он работает (учится), от медицинских учреждений, органов внутренних дел, органов дознания, органов предварительного следствия и федеральных судов, органов записи актов гражданского состояния, общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, и образовательных учреждений, в которых проводится подготовка граждан по военно-учетным специальностям.

Проводятся также индивидуальные беседы с гражданином, его родителями (другими законными представителями), преподавателями образовательного учреждения, в котором он работает или учится (п. 24 Инструкции).
Кроме того, при изучении граждан также учитывается подготовка, полученная ими в военно-патриотических молодежных и детских объединениях (п. 2 ст. 14, ст. 15 Закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ).
Военный комиссар по результатам первого этапа изучения граждан предварительно определяет род войск, куда гражданин может быть направлен для прохождения военной службы по призыву (п. 14 Инструкции).
По результатам второго этапа военный комиссар составляет лист изучения призывника, в который вносится заключение о предварительном назначении его в определенный род войск Вооруженных Сил (п. п. 27, 28 Инструкции).
Во время призыва на военную службу в отношении граждан проводят профессиональный психологический отбор (тестирование). На основе оценки психологических качеств и с учетом образования и профессиональной подготовленности призывников специалист по профессиональному психологическому отбору (сотрудник отдела военного комиссариата) выносит заключение о целесообразности распределения их по родам войск Вооруженных Сил (п. 37 Инструкции).
Принимая решение о призыве, призывная комиссия обоснованно определяет род войск Вооруженных Сил, куда гражданин будет направлен для прохождения военной службы (п. 51 Инструкции).

Определение места прохождения воинской службы

Конкретное место прохождения военной службы определяет на городском сборном пункте призывная комиссия субъекта РФ при отправке гражданина в Вооруженные Силы.

Призывники, имеющие детей, а также больных и пожилого возраста родителей (женщин — старше 55 лет, мужчин — старше 60 лет), но не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу, по возможности направляются для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированные вблизи места их проживания, в пределах установленных норм призыва граждан на военную службу для соответствующих муниципальных образований. При этом гражданину необходимо представить призывной комиссии документы, подтверждающие данные обстоятельства (п. 38 Инструкции).
Иных оснований для выбора места прохождения военной службы у граждан нет.

Подготовлено на основе материала
адвоката Тригнина В.Г.,
Коллегия адвокатов г. Москвы
"Военная коллегия адвокатов"

Другие новости и статьи

Запись создана: Среда, 10 Октябрь 2018 в 19:41 и находится в рубриках Новости.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Неограниченная страховка как выглядит
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector