Как проходит комиссия по инвалидности
Комиссия на инвалидность осуществляет свою деятельность в юрисдикции законодательства, которое регулирует проведение медико-социальной экспертизы. Основные нормативные акты, которые применяются в данной области:
- Закон № 181-ФЗ;
- Постановление Правительства № 95;
- Приказ Минтрудсоцзащиты России № 1024н.
Таким образом, сама процедура признания человека инвалидом осуществляется в порядке, определяющем проведение МСЭ. При этом, экспертиза также призвана установить потребности гражданина в тех или иных мерах соцзащиты или реабилитации исходя из сложностей со здоровьем.
Врачи, которые проводят МСЭ, комплексно оценивают состояние здоровья человека — учитывая не только физиологию обследуемого, но и социально-бытовые, трудовые факторы, с учетом критериев, которые устанавливаются законодательно.
Учитываются и закрепленные законом условия признания человека инвалидом. Ознакомимся с ними подробнее.
Пошаговая инструкция
Шаг 1: оформить направление на медико-социальную экспертизу
Обратитесь в лечебное учреждение по месту жительства. На медико-социальную экспертизу направляет медицинская организация после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, в том числе высокотехнологической медицинской помощи. Нужны данные, подтверждающие стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. Их может предоставить лечащий врач, который наблюдает больного, назначает необходимые лечебно-диагностические процедуры. По их результатам врачебная комиссия принимает решение и при выявлении признаков стойких функциональных нарушений оформляет направление на МСЭ.
Шаг 2: пройти освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы
Она проводится в бюро по месту жительства. В отдельных случаях (при офтальмологических, фтизиатрических, психиатрических заболеваниях, а также для лиц до 18 лет) – в специализированных бюро МСЭ. В какое именно бюро обратиться, подскажут врачи медицинского учреждения при выдаче направления.
Акцент! Медико-социальная экспертиза проводится на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, которое выдается вместе с направлением.
Срок ожидания освидетельствования – не больше 30 дней с момента регистрации заявления.
Шаг 3: собрать документы для освидетельствования
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.
Список документов для процедуры:
– письменное заявление гражданина (его законного представителя, уполномоченного представителя),
– документ, удостоверяющий личность,
– направление на медико-социальную экспертизу,
– медицинские документы, подтверждающих нарушение здоровья,
– другие документы, характеризующие профессионально-трудовой, образовательный статусы гражданина.
7 правил, как вести себя на МСЭ
Пациенту нужно сразу понимать: конкретное решение принимают конкретные люди, поэтому наличие тех или иных документов не всегда гарантирует присвоение степени инвалидности (за исключением очевидных случаев тяжелых нарушений здоровья, которые предполагают оформление 1 степени).
Поэтому еще до посещения комиссии на инвалидность ВТЭК следует хорошо представлять, как она проходит, как лучше настроиться в психологическом смысле, какие вопросы могут быть заданы. Вот 7 полезных советов, которые наверняка помогут понять особенности этой процедуры:
- Основной принцип заключается в том, что человеку нужно показать свою реальную беспомощность в той или иной степени. Можно взять с собой тросточку, если обычно ею пользуетесь, стандартный набор лекарств, которые принимаете несколько раз в день и другие медицинские средства. То есть члены комиссии должны получить ясное представление, что вам действительно нужна определенная забота и поддержка со стороны государства.
- Еще одно важное правило – пациенту не следует явно демонстрировать свою материальную заинтересованность в решении комиссии. Понятно, что помощь от государства – это основная цель посещения ВТЭК. Однако у членов комиссии не должно сложиться впечатление о том, что перед ними довольно здоровый человек с незначительными нарушениями, который просто хочет оформить пособие и другие виды поддержки без достаточных на то оснований.
- Тон общения с членами комиссии должен быть нейтральным, корректным, достаточно вежливым, но не слишком теплым. Фамильярность, «родство», панибратство не допускаются, поскольку это может быть негативно расценено как попытка повлиять на решение.
- Пациенту лучше выглядеть достаточно скромно – например, девушкам не нужно наносить яркий макияж или одеваться слишком привлекательно, как они привыкли в повседневной жизни. Внешний образ человека не должен привлекать внимания и тем более производить сомнительное впечатление.
- Вместе с тем внешний вид должен быть безукоризненным – опрятным, аккуратным, одежда без пятнышек грязи, выступающих ниток, швов, чистая. К тому же стоит иметь в виду, что человека могут попросить частично раздеться – например, при заболеваниях позвоночника, костей осматривают спину или ступни и т.п.
- Не следует вести себя слишком активно, задавать вопросы, ответы на которые можно узнать и самостоятельно (в медицинском учреждении, в открытых интернет-источниках, брошюрах и т.п.). Исключается агрессивный тон, угрозы, фразы вроде «буду жаловаться» и т.п. Важно понимать, что не будет второго шанса произвести первое впечатление. Это очень важное правило того, как проходит комиссия ВТЭК на инвалидность.
- С другой стороны, важно быть готовыми к неудобным вопросам от любого члена комиссии. Некоторые фразы могут показаться некорректными, поскольку они будут слишком личными, однако лучше сразу настроиться на это и пройти испытание сдержанно, а общаться – корректно. Пациент должен показать свою заинтересованность в выздоровлении, а также факт того, что он тщательно следит за своим здоровьем – например, ведет дневник с записью показаний давления, регулярно принимает лекарства и выполняет все остальные предписания врача.
Врачи в большинстве случаев негативно относятся к тому, что человек пытается заняться самолечением. Поэтому даже если вы и применяете народные средства, рассказывать об этом не стоит – информация не будет воспринята как факт заботы пациента о своем здоровье.
Комментарий врача о том, как проходит комиссия ВТЭК, что нужно делать, чтобы рассчитывать на инвалидность, можно увидеть здесь.
В случае оформления инвалидности
При положительном решении комиссии на руки заявителю выдается два документа:
- Заключение МСЭ, подтверждающее факт установления инвалидности. Данный документ необходимо предоставить в органы социальной защиты для оформления пенсии по инвалидности.
- Индивидуальную программу реабилитации.
Программа разрабатывается специалистами МСЭ в течении одного месяца с момента принятия решения об оформлении инвалидности конкретному человеку. Как правило, программа направлена на уменьшение степени ограничения жизнедеятельности.
Какие категории граждан могут получить бесплатное жилье
В законе «О жилищном фонде социального назначения» есть перечень тех, кто имеет право на получение бесплатного жилья. Люди из этого списка имеют право внеочередного получения «квадратов»:
- дети с инвалидностью и сироты или дети, родители которых лишены права опеки;
- те, чье жилье признали аварийным или таким, где нельзя проживать, в том числе и те, кто нуждается в улучшении жилищных условий;
- те, о ком идет речь в законе «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
- пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;
- те, кого реабилитировали после незаконного осуждения и которым невозможно вернуть отобранное жилье;
- те, кто подпадает под действие закона «О реабилитации жертв репрессий коммунистического тоталитарного режима 1917-1991 годов»;
- семьи, где есть более 5 детей или женщина одновременно родила трех и более малышей.
Следующий список касается тех, кто также имеет право получить социальное жилье (статья 12 закона определяет их право как «первоочередное»):
- участники войны и боевых действий, в частности те, кто получил инвалидность;
- те, кто имеет инвалидность I и II групп;
- те, кто имеет определенные заслуги перед государством и имеет соответствующие награды;
- бывшие узники концлагерей;
- те, кто имеет болезнь, которая требует изолированного проживания из-за опасности заражения других;
- родители, в частности матери, имеющие 3 и более детей или ребенка с инвалидностью с детства или до 18 лет;
- военные, уволенные в запас или в отставку;
- семьи погибших на производстве;
- те, кто получил травму/заболевание на производстве, вследствие чего вынуждены проживать изолированно;
- молодые семьи, одинокие родители в неполных семьях, в возрасте до 35 лет;
- беременные женщины;
- те, кто утратил работоспособность;
- пенсионеры.
В качестве жилья может быть квартира в многоэтажном доме, усадьба или даже одна комната. Чаще всего это не новые помещения, а недвижимость на вторичном рынке.
По нормам Жилищного кодекса на одно лицо должно быть не менее 13,65 кв. м жилой площади, но можно получить дополнительные 10 «квадратов» или отдельную комнату, если исполнительный комитет местного Совета признает потребность в этом.
Комиссия, созданная органами местной власти, определяет, относится ли жилье к аварийному или неприемлемому для проживания. Если коротко, то дома считаются опасными, если:
- имеют в своей основе конструкции, которые прогнили или деформировались вследствие пожара или стихийного бедствия;
- размещены в месте с высоким уровнем шума, вероятностью обвала, подтопления или отравления опасными веществами воды, воздуха или почвы;
- их ремонт считается нецелесообразным.
«Мы до последнего не могли поверить, что имеем жилье»
Они познакомились в 2012 году в лагере на Житомирщине. Общение в лагере сблизило их, затем продолжилось через Интернет. А через два месяца после знакомства Александр попросил Татьяну сопровождать его на соревнования в Евпаторию. Не отказала. Там он увидел, как она заботится о нем и понимает. В 2013 году они поженились. Татьяна говорит: поразила сила характера и целеустремленность Александра.
«Он, когда что-то задумает, не размышляет долго: сразу реализовывать начинает», – говорит о своем муже, называя его «лучшим другом и родной душой».
Несколько лет супруги проживали в Житомире в съемной квартире, и вот уже пятый год, как имеют собственную квартиру. За это счастье, в которое долго поверить не могли, благодарят мэра.
«Я рассказал Сергею Сухомлину о своей ситуации с жильем. Он пошел навстречу, и мы получили квартиру. Мы с женой до последнего поверить не могли, что такое возможно».
На что можно потратить выплаты по социальному контракту
Выделенные по соцконтракту деньги можно использовать только по целевому назначению: на покупку инвентаря, оборудования, инструментов. С 2020 года на средства по социальному контракту можно оплачивать аренду помещения для бизнеса, но с условием — эта статья расходов не может быть больше 15% от общей суммы субсидии. Например, если самозанятый получил 250 тысяч, то на аренду он может потратить не больше 37500 рублей.
На субсидию можно купить даже автомобиль, если цель бизнеса — оказание курьерских услуг. Главное — обосновать условия покупки и отчитаться о ней соцзащите. При этом обязательно нужно хранить все кассовые чеки и иные платежные документы. Работники соцзащиты могут в любой момент проверить, на что были потрачены деньги по соцконтракту и потребовать подробного отчета.