Харизматическая власть
Харизматическая власть основывается на придании святости выдающемуся героизму или достойному подражания характеру определённой личности, а также нормативным паттернам, приказам, сформулированным либо предписанным этой личностью.
Харизматическая власть является одной из трёх форм власти, сформулированной Вебером как трёхсоставная классификация власти ; остальные две составляющие — традиционная власть и рационально-законная власть. Эта концепция получила широкое распространение среди социологов.
Ранние представления о харизме
Некоторые считают, что невозможно докопаться до сути понятия «харизма», потому что это нечто абстрактное, чем обладают только редкие индивиды. Но что же такое харизма?
Понятие харизмы восходит к Посланиям апостола Павла, написанным около 50 года нашей эры. В них можно найти первое письменное упоминание слова «харизма», произошедшего от греческого слова charis, что означает «дар», «благодать». Апостол Павел определял харизму как «божественную благодать» или как «дар божий».
В Посланиях Павла молодым христианским общинам Римской империи упоминалось слово charismata («дары благодати»). Он выделял девять даров, имеющих как сверхъестественную, так и естественную природу: дары пророчества, исцеления, владения языками и истолкования языков, дар передавать знание и дары служения.
Апостол Павел рассматривал понятие харизмы как мистическое: считалось, что божественные дары могут изливаться на любого человека без посредничества церковных институтов. Не существовало такого понятия, как харизма лидерства. Предполагалось, что взаимодополняющие дары благодати предназначены для того, чтобы служить общинам без помощи насаждаемого сверху лидера.
Однако к IV веку под активным влиянием церкви понятие «харизма» перестало означать нечто, получаемое напрямую от Святого Духа. Церкви было выгоднее, чтобы его рассматривали в контексте церковной иерархии, на вершине которой располагались епископы. Они по-своему интерпретировали божественные законы, описанные в Библии.
Прежнее понятие харизмы сохранилось только благодаря еретикам. В их числе были проповедники, отстаивающие идею получения божественного вдохновения напрямую без обращения к епископам или Священному Писанию. Подобного вида «ересь» жестоко преследовалась церковью.