Grotesc.ru

Юридическая консультация онлайн
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДТП без страховки ОСАГО

ДТП без страховки ОСАГО

По статистике Российского Союза Автостраховщиков (РСА) в нашей стране обязательного полиса ОСАГО нет примерно у 5-10% автовладельцев, то есть у 2-4 миллионов человек. Игнорируя требование об оформлении страховки, водитель не только рискует в случае ДТП выплачивать ущерб пострадавшим из своего кармана, но и может быть оштрафован.

Эксплуатировать транспортные средства без действующего полиса ОСАГО в России запрещено с 2002 года, когда был принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев» от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ, а в статью 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» был добавлен следующий пункт:

«Запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности».

Полис ОСАГО

Как правильно действовать

В случае возникновения ДТП, когда потерпевший без страховки ОСАГО, алгоритм действий выглядит так:

Как правильно действовать

  1. Прежде всего нужно сосредоточится и сохранять спокойствие. Чрезмерная эмоциональность только усугубит ситуацию.
  2. После дорожной аварии следует немедленно прекратить движение транспортного средства. Затем включить аварийную сигнализацию, выйти из машины и установить знак аварийной установки.
  3. Проверить наличие пострадавших в ДТП. Если они присутствуют — сразу же вызвать скорую помощь.
  4. После этого вызвать сотрудников дорожной полиции. При возможности, до их приезда нужно определить точное местоположение машины. Кроме того, важно зафиксировать на фото и видео пленку существенные моменты. Например, государственные номерные знаки и прочее.
  5. Затем опросить всех свидетелей дорожной аварии, записать их контактные данные, номера телефонов. Это важно, так как сложно избежать разбирательств в суде без страхового полиса.
  6. Свидетели не будут долго находиться на месте происшествия, поэтому с их опросом затягивать не стоит.
  7. Очень важно не перемещать автомобиль с места столкновения и не убирать с дороги элементы, которые образовались в процессе происшествия. Это приведет к неприятным последствиям. И как бы тогда водитель не доказывал, что он пострадавший без страховки ОСАГО, но не виноват, ситуация может решиться не в самую лучшую сторону для него.
  8. Если машине нанесены незначительные повреждения, при отсутствии спорных моментов можно договориться о возмещении убытков на месте. В противном случае нужно подождать приезда сотрудников ГИБДД.

Что делать после приезда полиции

При возникновении дорожно-транспортного происшествия следует дождаться сотрудников ГИБДД. Как только они появятся, не бросаться сразу доказывать свою невиновность.

Читайте так же:
Что нужно сделать после покупки квартиры

К процессу общения с правоохранительными органами необходимо подойти в спокойном уравновешенном состоянии. Наиболее грамотные действия выглядят таким образом:

Что делать после приезда полиции

  1. Описать свое ведение ситуации сотрудникам ГИБДД. Указать все обстоятельства и возможные причины дорожно-транспортного происшествия.
  2. Следует активно участвовать в фиксации обстоятельств ДТП. Проверить, чтоб в протокол были внесены все полученные повреждения.
  3. Внимательно проследить за тем, чтоб сведения были записаны. В случае отсутствия данных о месте ДТП, расположении дорожной инфраструктуры, ситуация может немного усложнится. Если участник аварии не согласен с тем, что описано в протоколе, он должен написать «Не согласен» и поставить подпись.
  4. Не следует бояться уточнять все обстоятельства дальнейшего расследования у сотрудников ГИБДД. После оформления протокола водителю обязаны выдать все необходимые документы.
  5. У правоохранительных органов необходимо узнать дату, когда будет рассмотрено дело о ДТП и получить копии протокола, постановление о нарушении и справку формы 154. Перечисленная информация понадобиться для общения со страховой компанией.

Штрафы за езду без ОСАГО

Отсутствие полиса

Штраф: 800 рублей.

Водитель нарушает статью 12.37 КоАП (часть 2). В ней написано:

«Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей».

Заметим, что просроченный полис приравнивается к его полному отсутствию. Также штрафовать за отсутствие полиса можно сколько угодно раз.

Если полис ОСАГО электронный

Многие водители сейчас оформляют электронные полисы ОСАГО. Формально автомобилист обязан распечатать страховку на принтере и возить ее с собой.

Но еще в 2015 году первый вице-премьер Игорь Шувалов дал указание дорожной полиции проверять наличие электронного полиса только по базам РСА. Получается, что водителю не обязательно иметь с собой распечатанный документ.

Дальше все зависит от конкретного инспектора. Если полицейский принципиально захочет оштрафовать владельца электронного полиса, не распечатавшего бланк, формально он будет прав. Но вы можете попробовать показать документ с экрана телефона, планшета или любого другого гаджета.

Жить нарушителям стало проще?

Хочется затронуть такую животрепещущую тему, как наказание в виде снятия номерных знаков. Многие автомобилисты опасаются именно этой санкции. Смешим вас успокоить – с 15 ноября 2014г ст. 27,13 КоАП была исключена! Так что инспектор просто не имеет права ограничить вас управлять транспортным средством, при помощи лишения вас государственных номерных знаков. Помните об этом и не позволяйте так действовать.

Читайте так же:
Как завести машину с помощью пуско-зарядного устройства

Нововведения вступили в законную силу и если против вас совершенны противоправные действия (после 15.11, 2014) – пишем жалобу и отстаиваем свои права.

Известны случаи, когда номера не возвращали вплоть до устранения причины их лишения и авто пребывало на штрафстояник месяцами! Интересуйтесь законами, тогда никто не сможет нарушить ваши права!

Что же касается полиса ОСАГО – не стоит тянуть время, пытаясь сэкономит деньги. Вам все равно придемся оформлять полис, так почему же не сэкономить именно на штрафах? Да и займет мероприятие совсем немного времени.

Отметим, что существует статистика: все больше автолюбителей не продляют полис, поэтому рассматривается возможность существенного повышения суммы штрафов

Водителей без диагностической карты могут оштрафовать

Для покупки полиса ОСАГО водителям больше не нужно предъявлять страховщикам (либо иметь оформленной) диагностическую карту. Соответствующие поправки в основной нормативный документ «автогражданки» уходящий состав Госдумы принял еще в середине июня этого года. Ранее удостоверение пройденного ТО было неотъемлемым условием получения полиса. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) отмечают, что все агенты уже оповещены об изменениях.

«Диагностическая карта не требуется для оформления полиса ОСАГО на любой тип транспортного средства. При этом у всех автовладельцев сохраняется обязанность по прохождению техосмотра», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РСА.

Как подчеркнули в союзе,

если будет доказано, что ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля, а у водителя не окажется диагностической карты, то страховая компания будет вправе предъявить ему регрессный иск на сумму компенсации, выплаченной пострадавшим в аварии.

Если же техосмотр пройден, но причиной ДТП все равно стала неисправность машины, то иск уже может быть предъявлен компании, оформившей диагностическую карту.

«В случае, когда в аварию попадает автомобиль такси, грузовик или автобус, то независимо от причин ДТП, основанием для предъявления регрессного иска станет сам факт отсутствия у виновника происшествия диагностической карты», — пояснили в РСА.

Вышла заминка

В то же время на стороне Минюста случилась техническая проволочка в регистрации изменений в сопутствующем подзаконном акте — в положении Центробанка «О правилах ОСАГО» (позволяет на практике отвязать ТО от «автогражданки»), отметили в РСА. В результате возникла правовая коллизия: поправки в эти правила вступают в силу только 29 августа – через неделю после введения изменений в сам закон «Об ОСАГО». Впрочем, юридическая сила у закона с поправками выше, его нормы все равно будут действовать для автомобилистов с 22 августа, подчеркнули в союзе страховщиков.

Читайте так же:
Процедура регистрации гбо в ГИБДД 2022 год

В РСА убеждены, что путаницы и неразберихи среди страховых брокеров не будет, хотя вероятные эксцессы полностью не исключают.

«Если после 22 августа какой-либо агент будет требовать диагностическую карту для оформления полиса ОСАГО, автомобилисту следует обратиться в головной офис этой страховой компании или сообщить в Российский союз автостраховщиков», — порекомендовали водителям в пресс-службе РСА.

Проехали мимо ТО

Очень большое число автомобилистов восприняли исключение необходимости предъявления диагностической карты при оформлении страховки, как отмену самого техосмотра, отмечают представители фирм, проводящих инструментальный контроль состояния автомобилей.

Количество желающих пройти техосмотр начало резко падать уже в начале этого лета, как только стало известно о принятии соответствующих поправок.

По словам исполнительного директора «Союза автосервисов» России Виталия Новикова, водители решили, что раз пока нет штрафов за непрохождение техосмотра, то и проходить его не обязательно.

«Думаю, что часть автомобилистов снова потянется к пунктам техосмотра, когда в соцсетях и СМИ поднимется шумиха о том, что страховые компании выставляют иски тем, кто попал в аварию на несправном автомобиле. А основной поток мы ждем весной, когда те, кто не прошел техосмотр, начнут получать за это штрафы», — рассказал «Газете.Ru» Новиков.

Число аварий, произошедших из-за неисправных автомобилей будет только расти, считает председатель гильдии операторов техосмотра при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек. По его словам, отменять необходимость предъявления диагностической карты для покупки страховки необходимо было одновременно с введением штрафов за непрохождение техосмотра. А постоянное внесение каких-то поправок или даже просто громкие заявления чиновников на тему техосмотра, по его мнению, только «усугубляют лихорадку и неопределенность в этой сфере».

«При среднем возрасте машин в российском автопарке в 14 лет говорить, что техосмотр не нужен, мягко говоря, неправильно, как-то не по-государственному»,

— отметил Волчек, имея ввиду соответствующую инициативу ГИБДД.

Читайте так же:
Бухгалтерский учет экспортных операций в 2022 году

По его словам, официальная статистика Госавтоинспекции по авариям с участием неисправных автомобилей (7,6 тыс. ДТП по итогам прошлого года) не отражает истинного положения дел, поскольку в нее попадают только происшествия, в которых такие машины принимали непосредственное участие. В реальности, полагает собеседник, их число в несколько раз больше.

«Например, если машину при торможении занесло на скользкой дороге, в причине ДТП будет указано «не справился с управлением»: никто не станет разбираться в том, что причиной заноса с большой долей вероятности могло стать неравномерное распределение тормозных усилий», — отметил собеседник.

Техосмотр никто не отменял

Прямые требования о наличии диагностической карты содержатся в ст. 12.1. КоАП РФ (Управление ТС не прошедшим техосмотр), но штрафа сейчас этот пункт не предусматривает (он будет введен со следующего года). Впрочем, это не отменяет обязанности прохождения этой процедуры для любых видов транспортных средств, напоминает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

По словам юриста, отсутствие карты техосмотра, особенно если у легковой машины есть явные неисправности, сотрудники ГИБДД квалифицируют и по другой статье — ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ (управление ТС при наличии неисправностей и условий по запрету допуска к эксплуатации). Санкция по этому пункту предполагает предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

«Несмотря на то, что на данный момент прямой ответственности за отсутствие техосмотра для водителей легковых автомобилей в КоАП нет, в приложении к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» содержится запрет на движение без диагностической карты»,

Более того, гаишники зачастую попутно выписывают автомобилисту за отсутствие ТО предписание на устранение выявленных нарушений. Если при повторной проверке выясняется, что автомобилист все еще не прошел техосмотр, то инспекторы могут вменить водителю «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел» (ст.19.3 КоАП РФ), что уже грозит штрафом в размере от пятисот до тысячи рублей или арестом на срок до пятнадцати суток, предупредил Радько. Подобная практика не является законной, на его взгляд, но тем не менее она присутствует, констатирует юрист «Свободы выбора».

Для водителей коммерческого транспорта (такси, грузовиков, автобусов и т.д.) за отсутствие карты ТО в КоАП предусмотрена прямая санкция — штраф 500 или 800 рублей, напомнил адвокат.

Читайте так же:
Режим гибкого рабочего времени

«Перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе»

Из-за высокой аварийности в сфере перевозок такси страховщики несут серьезные потери. При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что нельзя допускать резкого повышения стоимости полиса, поскольку в этом случае многие таксисты вообще перестанут покупать ОСАГО.

«Если поднять тарифы для такси на действительно необходимый уровень, это может оказаться неподъемным для аварийных таксопарков и с большой вероятностью приведет к тому, что они перестанут покупать полисы ОСАГО вовсе. В этом случае их пассажиры и другие участники дорожного движения пострадают еще сильнее, потому что получить компенсацию от таксопарка непросто и далеко не всегда реалистично. Если же оставить тарифы на уровне, не компенсирующем убыточность страховщику, страховые компании будут экономически не заинтересованы в таком страховании», — говорится в предоставленном «Известиям» релизе РСА.

осаго полис страховка

Даже сейчас ситуация с наличием правильно оформленного полиса ОСАГО тревожная. Согласно данным публичной автоматизированной информационной системы (ПАИС) «Такси», объединяющей реестры выданных разрешений всех регионов РФ, по состоянию на 30 марта 2021 года в России 470 404 действующих разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковыми такси. В свою очередь, по данным из ответа на депутатский запрос А.С. Старовойтова, специальное страхование ОСАГО такси имеется у 150 тыс. легковых такси.

Согласно отчету федерального мониторинга проекта «Народный контроль», по регионам РФ (за исключением Москвы и Московской области) количество нелегальных автомобилей такси, не имеющих специальных страховок вообще, составляет от 40 до 90% всего таксопарка конкретного региона.

Взыскание с виновника ДТП

Если вы не можете восстановить свое здоровье или имущество в пределах указанных выше сумм, то следует обращаться в судебный орган. Причем нужны веские доказательства, чтобы суд принял положительное решение в вашу пользу и взыскал с виновника ДТП недостающие средства.

Также в случае, если у виновника происшествия нет страхового полиса, то все тяжбы могут быть разрешены только в судебном порядке. Данная ситуация является основанием для непосредственного взыскания с виновного лица всех причитающихся пострадавшему выплат и без грамотного юриста здесь просто не обойтись.

Наши эксперты окажут бесплатную правовую поддержку всем обратившимся и помогут в составлении претензии виновнику ДТП.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector